Распродажная логистика: проблемы и решения

Игорь Бахарев
Мы часто слышим, как магазины, столкнувшись с небывалым потоком посетителей во время распродаж, испытывают сложности. Чаще всего обвиняют логистику: мол, не доставили, задержали, подвели. Где "слабые звенья" доставки? Как магазину выстроить общение с курьерской компанией в период распродаж? Что наладить в своей логистике? Как не потерять лицо перед клиентами? Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев пообщался экспертами крупных логистических компаний и получил ответы на эти вопросы.
Кто все-таки обычно виноват в коллапсе во время распродаж: магазины или логисты? Как магазину обезопасить себя от проблем с задержками по вине внешней логистики?
Исполнительный директор "МаксиПост" Алексей Прыгин:

В первую очередь, магазинам стоит предупредить логистов о том, что они участвуют в распродаже. По нашему опыту, клиенты даже присылают адекватные планы нагрузки: примерное число доставки, прогнозируемый объем и так далее. В этом случаев со стороны курьерок проблем не бывает. Как показывает практика, сбой во время распродаж чаще всего идет со стороны маркетплейсов, фулфилмента и прочих прослоек между магазином и логистом.
Какая конкретно информация поможет курьеркам?
Руководитель направления "Внутригородская логистика" СДЭК Александр Воронов:

Важно предоставить максимально детальную информацию о потоке груза. Ведь партнерам нужно будет учесть запросы многих заказчиков. Поэтому необходимо обозначить четкие сроки прихода груза, его примерное количество, весогабаритные характеристики и дополнительные действия конечных исполнителей.
Чтобы было проще, составьте предварительно план продаж.

Он должен предполагать:
• выделение категорий товара с различными весогабаритными характеристиками;
• прогноз роста продаж по категориям в абсолютном и процентном выражении;
• уточнение наличия дополнительных услуг (примерка, частичная доставка и т. п.).
Итог такого плана может быть передан своей службе логистики или партнерам.

Учет опыта предыдущих периодов поможет дать более точные цифры по объемам продаж, статистику конверсии акций маркетинга, обозначить проблемы и использованные варианты решений.

Вся эта информация в комплексе поможет логистике:
• подготовить ресурс;
• оценить тип транспорта, который будет более востребован;
• учесть временные затраты на обслуживание клиентов в зависимости от типа и количества дополнительных услуг.
Кроме информации, чем еще интернет-магазин может помочь логистам для увеличения эффективности логистики?

Директор по маркетингу IML Ксения Киянцева:

Если работа строится по агентской схеме через аутсорсинговые курьерские компании, важно предусмотреть договоренности по сдаче отправлений в доставку по конкретному графику. Это могут быть учащенные сдачи отправлений на ежедневной основе или 2 раза в день в период акции.

Александр Воронов (СДЭК):

Помните, что привлечение аутсорса предполагает наличие предварительных соглашений. Кроме того, потенциальные партнеры в такие периоды имеют большой спрос: в первую очередь они оказывают услуги постоянным заказчикам, а не разовым.

CEO PickPoint Надежда Романова

Если между интернет-магазином и логистом сделана полноценная интеграция, то и запросы покупателей о статусе заказа доставщик сможет полностью закрывать на своей стороне.
Проблемы с интеграцией - это такое частое явление? 
Совладелец компании "Ипол" Александр Кумаков

Да, по нашему опыту, "слабым звеном" любой курьерской компании является именно интеграция. Мы пока еще не видели таких, у кого при увеличении числа посетителей сайт и механизмы интеграции выдерживали бы нагрузки - обращений на эту тему очень много. Проблема возникает в двух местах: 1. В уровне написания интеграционных скриптов на стороне клиента и 2. В этом программном комплексе перевозчика и его серверных мощностях. Если у клиента идеально написана его часть интеграции, то это не спасёт от проблем на стороне перевозчика, если они возникнут. Яркий пример, это недавние проблемы со СДЭКом. В связи с этой проблемой, мы от магазинов получили за месяц тысячи обращений.

Интересно, что по мелким курьеркам нет подобных замечаний, так как на них мало магазинов работает, и у них не бывает больших нагрузок. Поэтому простой и очевидный совет: перед пиком лучше всего заранее обратиться к специалистам и произвести диагностику сайта, попробовать его по чек-листу загрузить пару раз и посмотреть выдерживают ли увеличенную нагрузку все скрипты и сервер. И распределите все ваши процессы на несколько курьерок, чтобы хотя бы часть товаров были бы доставлены без сбоев.
А если в магазине своя логистика?
Надежда Романова (PickPoint):

Рост продаж неизбежен, и поэтому даже при наличии собственной логистики стоит привлекать аутсорсинговые компании для диверсификации рисков. Логистические провайдеры умеют работать с возрастающими объемами. Для нас обслуживание массовых распродаж начинается 11.11 и заканчивается 11.12, а увеличение мощностей на месяц гораздо целесообразнее, чем на один день.

Поэтому подумайте о продлении акции. Обеспечивать скачкообразный рост заказов на один день распродажи с позиций логистики и маркетинга финансово не выгодно. Целесообразней растянуть ее на несколько дней и начать ее на 1-2 дня раньше от основной даты.

Ксения Киянцева (IML):

Главное правило - планирование. Спрогнозируйте динамику увеличения количества заказов, исходя из своих стандартных объемов. Необходимо иметь сток товаров, которые будут предлагаться во время распродажи со скидками, у себя на складах или в фулфилмент-центрах.

При формировании заказов напрямую от поставщиков важна договоренность с ними о гарантированном "резерве" стока по конкретным артикулам и номенклатуре. Принцип один: количество заказов растет, соответственно, количество отгрузок заказов должно учащаться. Наличие запасов товара на складе имеет ключевое значение.

Увы, зачастую магазины хотят минимизировать свои риски, в том числе и потери, поэтому не берут много товара на реализацию, оставляя большую часть "под заказ". Из-за этого во время распродаж могут возникнуть сдвиги в комплектации заказов.
Можно как-то полностью избежать неполадок во время распродаж?
Алексей Прыгин ("МаксиПост"):

Отвечу честно: скорее, нет. Все не протестируешь на 100% заранее, всегда появится какая-то проблема, которой не ожидал. Поэтому магазину надо всегда готовиться к худшему варианту: ориентироваться на то, что тебя все подведут. Важно как готовиться, как не потерять лицо и сохранить лояльность покупателей.
Сколько дней обычно длится задержка доставки во время распродаж?
Ксения Киянцева (IML)

Как показывает статистика, интернет-магазины во время распродаж передают товары с задержкой до 7 календарных дней.

Надежда Романова (PickPoint):

Если мы берем доставку по России, то основной "хвост" "Черной пятницы" в 2017 году растянулся на 10 дней. И здесь основные причины заключаются не столько в задержках со стороны компаний, но и в желании покупателей забирать свои заказы после получения очередной заработной платы или ее авансовой части.

В этом году у покупателей появился дополнительный стимул сделать больше заказов на распродажах. С 1 января 2019 года для подавляющего большинства товаров устанавливается НДС в размере 20%.

По нашей оценке, в период распродаж 2018 года нагрузка на логистику будет выше прогнозируемой в среднем на 10-15%, и интернет-продавцам нужно готовиться к "хвосту" из 10-15 дней на доставку отсроченных заказов.
Как уменьшить недовольство во время факапов?
Алексей Прыгин ("МаксиПост"):

Хотя бы предупредить их заранее, что в этот период могут быть накладки, доставка будет длиться дольше. Кажется банальностью, но просто напишите: "Ваша доставка будет не 1-3 дня, а до 4-5". Все. Пусть плашка вылезает при посещении магазина. Обычно у магазинов в "условиях доставки" на сайте висит что-нибудь, типа: "мы доставляем за 1-2 дня". И никто не прописывает возможность форс-мажора. Пропишите.

Да, чуть-чуть покупателей может уйти, но зато остальные не будут разочарованы. Я общался с магазинами, знаю, что, как правило, покупатели адекватно реагируют, если их заранее предупредить. Люди на распродажу покупают "подешевле". Поэтому они готовы ждать. Но если по факту задержек юлить, не отвечать на запросы, писать: "Мы вам привезем завтра", понимая, что завтра ничего не будет - вот такое вызывает негатив.
Может быть, стоит как-то распределить время доставки, поднимая цены за доставку на удобные интервалы и снижая на неудобные?
Эксперт логистики интернет-торговли Алексей Жуков:

Для того, чтобы реализовать такую систему, нужно внедрить Transportation Management System промышленного масштаба. Насколько я знаю, многие компании планируют такую инновацию. А на деле пока никто успеха не добился. Сейчас все доставляют, фактически, как получится. Кто дает трехчасовые слоты, кто-то пытается часовые выстроить. Но без TMS прогнозировать доставку в короткие слоты очень тяжело, а гарантировать доставку в слот еще тяжелее. А потому ценовую дифференциацию в зависимости от загруженности слота пока никто не делает.

Алексей Прыгин ("МаксиПост"):

Я считаю, что во время распродаж лучше просто убирать интервалы. Говорить: "Доставка - с 10 до 18". И все. Дело в том, что со всеми на свете логистами не договоришься. Да и во время завала курьерским компаниям может быть не до соблюдения интервалов. Сегодня привезли - уже здорово.
На что еще стоит обратить внимание?
Руководитель отдела развития Dalli Service Сергей Семко:

Есть и другие пункты подготовки к акции - ранний набор курьеров, отмена отпусков, проверка системы.
Наиболее действенным решением для сезона остается подключение нескольких сервисов доставки и автоматические (или полуавтоматические) системы, которые перераспределяют заказы по доставляемости, показателю выкупа, географии или другим факторам важным магазину.
Желательно иметь и другие козыри на руках. Например, доставка в субботу и воскресенье в те же интервалы, что в будни и по тем же ценам.

Ксения Киянцева (IML)

Обратите внимание на увеличение географии. Покрытие должно быть максимально большим, чтобы в период тотальных распродаж была возможность охватить как можно больше потенциальных покупателей. Для региональных покупателей большие распродажи интересны и востребованы.
Дело в том, что в глубинке достаточно скудный ассортимент товара, который продается в офлайн магазинах. Плюс, сами покупатели очень чувствительны к цене, их уровень жизни обычно ниже, чем в крупных городах. Поэтому при доставке в глубинку может быть охвачен новый пласт аудитории.
Есть разница в проблемах с "заторами" в Москве и в регионах?
Алексей Прыгин ("МаксиПост"):

Да. Тут срабатывает эффект "снежного кома". Сначала у магазина могут быть проблемы с колл-центром, который не смог обработать заказы, потом сайт упадет, дальше склад может не осилить все заказы, проблемы в отделе упаковки, API сломалось, ничего не выгрузилось, потом фулфилмент, который не ожидал, что на него придет столько работы. С опозданием отдают товар курьерке, а у нее тоже пик нагрузки в это время. Причем начинаются проблемы с Москвы, а потом идут в регионы, например, с опозданием уже в 2-3 дня. Плюс в регионе есть какие-то неполадки, так как много рук, и всюду огромная нагрузка.

Причем эта волна накрывает и заказы обычных пользователей, которые покупали уже позже, но все равно вынуждены ждать, пока компания разгребет завалы. А распродажа идет почти месяц, в том или ином виде. Кто-то начинает ЧП на неделю раньше, а кто-то затягивает, чуть ли не до декабря. Так что этот снежный ком может быть очень большим. И когда людям все-таки приходит их заказ, они вообще могут уже забыть, что его делали. Или им уже не надо.

Александр Воронов (СДЭК):

Многое зависит от географической удаленности центров формирования заказов и сроков на складскую обработку. Обычно заказы поступают и обрабатываются за 3-5 дней в самом интернет-магазине, еще 1-3 дня уходят на комплектацию и передачу последней части основного потока заказов в доставку. Соответственно, цикл обработки 90% заказов занимает 1 неделю для региона расположения центров формирования заказов, еще до недели - для доставки в большинстве прочих регионов. "Хвост" из 10% запаздывающих заказов обычно поглощается стандартным потоком грузов и не является существенным фактором для логистики. Но на него могут уходить еще 1-2 недели.

Отдельный поток и сроки по заказам, поступающим из Китая. Передача в курьерские компании может увеличиться на 1-2 недели из-за удаленности складов и сроков на формирование консолидационных партий для отправки груза. "Хвост" может растягиваться до 2 месяцев.
Правда ли, что после распродаж стоит ждать "возвратную волну", когда люди возвращают товары, купленные со скидкой?
Надежда Романова (PickPoint):

Мы не видим заметного роста возвратов неподошедших заказов после сезона распродаж. Покупатели понимают, что по такой цене этот товар они уже не купят, и гораздо выгоднее продать товар условной соседке или на специализированной площадке.

Александр Воронов (СДЭК):

Мы наблюдаем эффект "обратной волны" возвратов, т. к. любой рост заказов генерирует увеличение всех сопутствующих операций. Спрос в условиях ажиотажа не всегда продуман, из-за чего случаются отказы от части товаров. Реакция клиентов достаточно оперативная: уже через неделю после акций распродаж начинает расти поток возвратов.

Алексей Прыгин ("МаксиПост"):

Это техническая проблема скорее. Дело в том, что логистам не нужно, чтобы у них был забит склад, они пытаются как можно быстрее избавиться от заказов. Если ты один день не справишься, у тебя накопится пробка из заказов, все, потом месяц будешь разгребать. Поэтому обработка возвратов уходит на второстепенный план. Этой проблемой логисты просто не успевают заниматься. Не до этого.

Когда стоит выбор: выполнить доставку или собрать возвраты, выбор принимается однозначно в пользу новых доставок. Потому, что обработка возвратов требует много времени, а самих их меньше, не страшно, если накопится. Поэтому когда заканчивается время распродажи, логисты фурами могут отдавать в интернет-магазин возвраты. Такое бывает на рынке. Кроме того, есть сроки хранения посылок. И вот она пришла курьеру поздно, ее привезли в регион поздно, там человек не смог получить, праздники, он уехал уже. Пошло в возврат на январь.
Что с невыкупом? Увеличивается ли он во время распродаж?
Надежда Романова (PickPoint):

Да, растет. Виной тому многие факторы: спонтанные покупки, нахождение более выгодной цены и условий. Самый заметный рост невыкупленных заказов мы имеем в категории fashion - в 2 раза. Мы можем противопоставить этому персональную работу с покупателями.

Ксения Киянцева (IML)

По статистике предыдущих лет, процент невыкупа в "Черную пятницу" варьируется от отрасли к отрасти. Например, в электронике, он сохраняется на стандартном уровне 3-4%. Если речь идет о более ликвидных товарах и эмоциональных покупках, как бывает в случае с одеждой, то этот показатель вырастает до 10-11%.

Алексей Прыгин ("МаксиПост"):

По нашим данным, процент выкупа не сильно падает. Мы анализировали несколько раз. Там рост невыкупа всего на 1-2%. Впрочем, магазины к этому готовы и закладывают просто лишний бюджет.
Можно ли как-нибудь обезопасить себя от невыкупа?
Александр Воронов (СДЭК):

Процент выкупа зависит от многих факторов, не только от логистики. Для наличия высокой конверсии необходимо оперативное подтверждение приема заказа, короткий срок складской обработки и передачи курьеру, согласование корректной даты доставки. При соблюдении этих условий доля невыкупа мало отличается от стандартных периодов, т. к. есть высокая заинтересованность конечных клиентов.

В то же время, достаточно часто не все звенья логистической цепочки могут быть готовы. Если нет корректного прогноза по объемам или есть сбои информирования клиентов, процент невыкупа увеличивается. Обычно это происходит из-за отсутствия согласования: груз доставляется, когда клиент не ждет или не готов получить заказ.

Ксения Киянцева (IML): 

В большинстве случаев отказ от покупок, сделанных во время распродаж связан с тем, что эти покупки были спонтанными. Через какое-то время эффект пропадает, покупатель оценивает реальную необходимость в товаре и меняет решение. Здесь принципиально важна скорость доставки. В этом случае можно порекомендовать две схемы для повышения выкупа товаров.

Первая - внедрение на период акции гарантированной доставки по городу день в день или Next Day. Это реально увеличивает процент выкупа. Второй способ - использование на период акции фулфилмент-услуг логистов, что позволяет сократить сроки доставки, как минимум, на 1 день.
Важное правило - фулфилмент-центр и курьерская доставка должны базироваться на одной территории, что дает конкурентное преимущество в сроках. Подобные логистические решения прекрасно срабатывают в аукционный период. Процент выкупа повышается на 2-3% (по внутренней статистике IML).


Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.