Правда и мифы об электронных меню в ресторанах

Игорь Бахарев
Внедрение новых систем в работающий бизнес нередко вызывает сопротивление. Среди руководителей - из-за того, что новым процессам будет необходимо уделять время, а сами решения стоят денег. Среди работников - из-за страхов перед изменениями, которые могут оказаться для них сложными или привести к потере работы, а также перед обучением и адаптацией к новым решениям. Олег Сужаев, основатель и генеральный директор all-in-one платформы для автоматизации ресторанов Restik, рассказывает о правде и мифах автоматизации на примере внедрения электронных меню. 

Электронное меню - это цифровой экран, на котором гости ресторана или кафе могут увидеть все предлагаемые блюда и напитки, их описания, фотографии и цены. Считается, что оно более удобно для посетителей: они могут просматривать меню на собственном гаджете. Не надо ждать персонал, просмотр и заказ ускоряются. Кроме того, меню позволяет обновлять информацию об ассортименте мгновенно, поддерживать актуальность. 

По статистике, 20% ресторанов, подключенных к нашей платформе, внедрили электронное меню в том или ином виде. Кто-то пользуется только электронным, кто-то дополняет им обычное бумажное меню. Какие мифы мешают переходить "в цифру" всем остальным? 

Миф 1. Для создания электронных меню нужно много времени и дорогие услуги IT-специалистов 

Кафе или ресторан могут создать меню, не заказывая разработку отдельного сайта или приложения. Например, с помощью сервисов по автоматизации ресторанов. При этом необязательно полностью подключать все бизнес-процессы в заведении к такому сервису: у большинства, в том числе у Restik, модульная система. Это значит, что можно приобрести только блок, отвечающий за электронное меню. Через компьютер или планшет в систему нужно ввести позиции, загрузить фотографии и получить ссылку на собственное электронное меню. Вопрос с дизайном и внешним видом уже решен. По факту необходимо лишь распечатать QR-код и разместить его за столиками гостей или в барной зоне. Для запуска меню нужен один человек и один день.

Сравним с трудозатратами на бумажное меню. Из специалистов обязательно будут нужны дизайнер для художественного решения и верстальщик для подготовки к печати. В типографии необходимо оплатить материалы, услуги печати и постпечатную обработку, например, ламинирование, брошюровку. Вспомним еще про подбор материалов и изготовление, например, креативных обложек или папок, которые должны быть решены в стилистике заведения. К тому же каждое изменение в меню требует регулярных перепечаток, в отличие от электронного, где корректировать позиции можно в пару кликов. 

Наличие красивых фото влияет на конверсию, количество заказов. Когда человек видит классную, "вкусную" картинку, ему с большей вероятностью захочется это блюдо заказать. Распечатывать фотографии можно, но это еще больше увеличивает типографские затраты, а само меню "распухает" - посетители нередко просто не в силах посмотреть все позиции, быстро сделать заказ, а это влияет на удовлетворенность клиента от визита в заведение. 

Миф 2. Электронным меню никто не пользуется

Действительно, в некоторых регионах России и в отдельных типах заведений электронное меню не приживается - у людей нет привычки им пользоваться. Электронное меню как инструмент появилось относительно недавно, и привычка еще только вырабатывается, это постепенный и длительный процесс. Но уже сейчас есть процент аудитории, который пользуется только электронным меню. Есть корреляция с ЦА заведения: чем моложе потребители, тем больше гостей будут загружать меню на свои смартфоны через QR-код. В закусочной для молодежи оно станет отличным решением, а вот для премиального ресторана с посетителями в возрасте 40+, где заказ по меню часть культурного кода, а диалог с официантом о позициях - неотъемлемая часть визита в заведение, это менее приоритетная задача. 

Для переходного периода или для заведений, где смешанная аудитория, владельцы нередко выбирают комбинацию электронного и бумажного меню. Бумажное выглядит как один лист с перечислением названий блюд и цен, А по QR-коду можно рассмотреть фотографии и характеристики блюда подробнее. 

С электронным меню можно решить вопрос инклюзии: и в мобильных и в десктопных операционных системах есть функции, позволяющие озвучить текст или описать элементы на экране. Например, пользователь с ограничением по зрению может зайти в меню с собственного гаджета, прослушать описания и сделать заказ. И это здорово!

Миф 3. Электронное меню неэффективно

Если меню не пользуются активно непосредственно в заведении, то это не означает, что им не пользуются вовсе. Ссылкой на него можно делиться в соцсетях и на сайтах, чтобы привлечь гостей, которые только выбирают ресторан. То есть электронное меню - это не только практический, но и маркетинговый инструмент, работающий и до заказа и в моменте. Например, подсказки электронного меню стимулируют гостей заказывать больше блюд и напитков. Владелец может задавать свои варианты дополнительных ингредиентов или блюд: к пицце система сразу предложит добавить больше моцареллы, а к бокалу вина сырную тарелку. Такой подход на практике увеличивает средний чек.

Говоря об эффективности, стоит вспомнить о самом процессе заказа. Например, стоп-листы формируются в реальном времени: если что-то закончилось, позицию в меню можно скрыть мгновенно. С бумажным вариантом это физически невозможно. Если гость сделал выбор, то он однозначно испытает дискомфорт, когда официант сообщит, что блюда нет в наличии. Пользовательский опыт хуже - удовлетворенность и лояльность посетителей ниже.

Электронные меню постоянно развиваются. Появились решения с возможностью персонализации. То есть гость может авторизоваться в меню и, если он уже посещал заведение, ему могут быть рекомендованы конкретные позиции или бонусы. Фактически, возможен переход к автоматизации формата dine in (можно перевести как "поесть внутри"). Это взаимодействие с рестораном непосредственно в момент нахождения в зале: гость сканирует QR-код, по которому открывается приложение. Оно автоматически понимает, в каком кафе сети находится гость, за каким столиком, и он может сразу сделать заказ. У нас это частично реализовала Dodo Pizza, есть функция "я в магазине" у "ВкусВилл".

Но все же решение может быть неэффективным. Это происходит когда случается подмена понятий - электронным меню называют то, что не является таковым. Например, владельцы выкладывают в сеть сверстанные меню в формате PDF. "Костыль" бесплатный, файл просто загружается на Яндекс.Диск, и его можно скачать по QR-коду. Но это просто другой способ доставки бумажного меню не в руки клиенту, а в его гаджет:
● PDF долго грузится, это "тяжелый" файл.
● Его сложно или невозможно редактировать. 
● Файл не адаптирован под экран мобильного устройства, значит клиенту будет неудобно читать составы, описания, рассматривать фото.
● PDF не индексируется, то есть бесполезен с точки зрения продвижения через поисковые системы. 
Чек-лист эффективности

Наличие автоматизации увеличивает эффективность работы всего заведения: можно контролировать кассовые смены и делать финансовую отчетность прозрачнее, планировать поставки, фиксировать статистику продаж по разным позициям, вести цифровой учет запасов, снижать негативный "человеческий фактор" с ошибками или нарушениями. Электронное меню в числе цифровых решений, которые влияют на удовлетворенность клиентов и средний чек - он может увеличиться до 30%. Чтобы это произошло, стоит проверить по следующим критериями: 
1. Компания подготовила аппетитные фото всех позиций в меню. Важно, чтобы фотографии были качественными и максимально близко к реальности передавали внешний вид готового блюда. Хороший фотоконтент буквально заставляет себя просматривать и выбирать даже то, что гость изначально не планировал. Это работает. 
2. Электронное меню реализовано с помощью собственного приложения или с помощью платформы по автоматизации. Понятно, что каждая маленькая кофейня не сможет создать собственное приложение, разработка которых под силу сетевым гигантам. Но совершенно точно в целях экономии не стоит предлагать клиентам скачивать меню в PDF-формате. Такое решение скорее отрицательно скажется на имидже заведения и удобстве клиентов. 
3. Чтобы электронной версией меню пользовались активнее, она должна быть быстрее, чем официант. Поэтому проверяйте, оптимизирует ли выбранная платформа скорость загрузки меню, и постоянно контролируйте качество связи. Возможно, стоит установить в заведении free wi-fi, если проблемы с сетью регулярные из-за особенностей расположения.
4. Обязательно проверьте, чтобы выбранная платформа по автоматизации адаптировала меню под все виды мобильных гаджетов на всех операционных системах. Электронное меню должно одинаково хорошо открываться и работать на любом устройстве: планшете, смартфоне с большим экраном, с маленьким, на ноутбуке и пр.
5. Некоторые платформы по автоматизации предлагают реализовывать маркетинговые активности - акции дня, бонусы за отзывы, информирование о событиях в заведении и т. п. - через, например, баннеры. Воспользуйтесь этим! 
6. Используйте QR-коды и ссылки на меню не только в заведении, но и в интернете как маркетинговый инструмент - в социальных сетях, в описаниях на картах, сайтах, в рекламе. 
7. Если у заведения смешанная аудитория и вы не уверены, что консервативные клиенты легко смогут перейти на меню в собственных смартфонах, можно сочетать недорогие в печати одностраничные бумажные меню и QR-коды.

Материал по теме

Как пандемия обрушила качество служб доставки: опыт Гонконга

Материал по теме

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Материал по теме

Доставка еды в России: суши vs пицца

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Борьба за контрафакт на маркетплейсах: подводим итоги с экспертами

Вопрос нелегальной реализации товаров много лет стоит остро как перед государством, правообладателями и маркетплейсами, так и перед потребителями. В последнее время проблема стала особенно актуальна и для он...

Всплеск мошенничества в онлайн-магазинах: выявлены новые схемы

Эксперты Тинькофф фиксируют рост числа уникальных схем обмана, направленных на онлайн-бизнесы. За последний год количество таких схем выросло в 1,7 раза. Злоумышленники атакуют программы лояльности, службы подд...

"Даркстор у дома" запустит в Москве сеть "холодных" ПВЗ

Служба внутригородской доставки и сеть экспресс-складов "Даркстор у дома" (резидент "Сколково") планирует запустить сеть пунктов выдачи заказов с возможностью хранения и доставки по Москве скоропортящихся проду...

В СБЕР ЕАПТЕКЕ внедрили чат-центр для поддержки клиентов от компании edna

В СБЕР ЕАПТЕКЕ внедрили чат-центр от компании edna для поддержки клиентов. Решение объединяет все каналы коммуникации с клиентом в одном интерфейсе и обеспечивает обработку сообщений из всех цифровых каналов. Б...

Возврат одежды: реже, но дороже

Аналитики ЮMoney провели опрос среди 1500 пользователей и выяснили, что 52% из них хоть раз возвращали купленную одежду. Из тех, кто возвращал вещи, 37% делали это один или два раза, а 15% — много ра...

Как "Лента" ускорила сборку заказов в гипермаркетах

"Лента" запустила мобильную навигацию для сборщиков онлайн-заказов. Благодаря новой функции время сборки товаров снизилось на 4,2 процента.  В чём чуть внедрения  Торговая сеть внедрила новую функцию в ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.