"Платон" для магазинов: что ждет рынок eCommerce

Игорь Бахарев

29 августа авторы законопроекта "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника" и поправки в действующий закон "О защите прав потребителей" отправят свои предложения по досудебному регулированию споров в онлайне в правительство.

Документом, в частности, предлагается создать специальные ресурсы, через которые недовольные клиенты смогут направлять претензии продавцу (онлайн-магазинам, сервисам и маркетплейсам) и привлекать "независимых лиц" в качестве посредников.

Мы попробовали препарировать этот законопроект и вытащить оттуда все самое важное. При этом нет гарантии, что именно эта версия документа пойдёт в правительство.

Кто будет создавать такие платформы и управлять ими?

Точно не сказано. Имеется следующий пассаж: "Оператор платформы онлайн урегулирования споров - лицо, которое владеет платформой онлайн урегулирования споров, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает ее функционирование".

Это будет одна платформа или несколько?

Формально - точно несколько. Об этом прямо говорится в одной из статей. 

Проблема в том, что "Оператор платформы" будет обязан постоянно поддерживать связь со всеми магазинами и потребителями, которые направляют жалобы. Кроме того, у него должен быть доступ к " экспертам, специалистам, медиаторам и иным независимым посредникам", которые будут содействовать в спорах. Наконец, для работы такую площадку надо будет регистрировать в специальном "федеральном органе". Этот "орган" будет вести реестр таких площадок.

В законопроекте встречается интересный момент: "Процедура урегулирования споров, инициированная на основании требования потребителя, подлежит прекращению после поступления информации от продавца (исполнителя) о том, что поступившее ранее посредством платформы онлайн урегулирования споров требование того же потребителя ранее предъявлено продавцу (исполнителю) с использованием иной платформы онлайн урегулирования споров". То есть все платформы будут обязаны как-то обмениваться информацией о поступивших жалобах.

Обязательно ли участие для интернет-магазинов в этом проекте?

Сложный вопрос. Источник РБК и глава НАДТ Александр Иванов говорят, что да. На самом деле там об этом не написано.

Однако оговаривается, что потребитель вправе предъявить претензию через платформу и продавец обязан участвовать в урегулировании спора с помощью площадки.

Однако это касается только тех компаний, у которых размер суммы выручки от реализации товаров или услуг превышает один миллиард рублей за прошедший календарный год.

Кроме того, в законе говорится, что потребитель обязан направлять требования через площадку в том случае, если "до сведения потребителя была доведена информация о присоединении продавца (исполнителя, владельца агрегатора) к функционирующей платформе урегулирования споров". Из этой фразы следует, что магазине может и не быть присоединенным к такой платформе.

Более четко описывается ситуация с товарными агрегаторами. "Владелец агрегатора обязан обеспечить потребителям, заключающим договоры с использованием его агрегатора, возможность урегулирования споров с использованием платформ онлайн урегулирования споров", - говорится в документе. 

Кто будет оплачивать весь этот банкет?

Неясно. С потребителя не взимается плата за участие в урегулировании споров. Об этом прямо указано в законопроекте. Сразу несколько источников утверждают, что планируется обязать магазины оплачивать работу платформы. В законопроекте такого пункта нет.

Кстати, оговаривается, что оплачиваться будут не только "услуги оператора платформы онлайн урегулирования споров", а также услуги "независимых посредников, участвующих в урегулировании спора с использованием платформы онлайн урегулирования споров".

Что это даст магазинам?

Мало чего. Вот разве что будет изменен пункт 6 статьи 13 закона "О защите прав потребителей". Сейчас там предусматривается штраф " за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя". Новый законопроект предлагает убрать этот штраф, если магазин "добросовестно участвовал в процедурах урегулирования спора с использованием платформы онлайн урегулирования споров".

Когда заработают эти площадки?

Не ранее 1 января 2020 года

Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Материал по теме

Маркетплейсы объединились против инфраструктурного платежа

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.