LOGO

Онлайн-рынок лекарств: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев
13 Декабря 2018, в 14:26, в Новости e-commerce, в сюжете: Data Insight, лекарства, аналитика
Несмотря на полулегальный статус интернет-аптек, ограниченный сервис и сдержанный маркетинг, российский рынок онлайн-торговли лекарствами активно растёт. Сооснователь Data Insight Борис Овчинников рассказал о том, как развивается этот eCommerce-сегмент в России:  об основных его игроках, потенциале и надеждах. 

За 2017 год через онлайн-канал было совершено более 12 миллионов заказов лекарственных препаратов. Покупатели лекарств потратили более 21 миллиарда рублей.

01.png

Подавляющая часть этих заказов (11 миллионов) было размещено в интернет-аптеках. Всего там было куплено товаров на 16.5 миллиардов рублей. Каждый 22-й заказ, совершаемый в российских интернет-магазинах - это заказ в интернет-аптеке.

02.png

"Пока ещё доля онлайна в аптечном ритейле не очень велика, но уже значима. Число заказов не сравнимо с тем, что происходит в сегментах одежды, обуви и электроники, но уже сопоставимо, например, с косметикой. И уж точно больше, чем в "продуктах питания". Два года назад рынок был уверен, что вот-вот "выстрелят" продажи алкоголя. На "фарму" не ставил никто, а зря. Просто про заказ алкоголя думать приятно, но реальные продажи в фарме", - рассказывает Овчинников.

При этом, если считать рынок не в числе заказов, а в деньгах, то тут показатели рынка выглядят существенно слабее, так как в этом сегменте маленький средний чек. Если считать долю онлайн от офлайна, то в деньгих она будет составлять почти 2%, что есть даже меньше, чем доля eСommerce в российском ритейле. Впрочем, даже это гораздо больше, чем можно было бы ожидать, учитывая непонятный юридический статус онлайн-сегмента.

Рост рынка в 2017 году составила 32%. Речь идёт обо всём сегменте медицинских товаров, включая интернет-аптеки. По прогнозам в 2018 году (предварительная оценка по крупнейшим онлайн-продавцам), рост составит около 43%.
"Добавлю, что динамика очень сильно варьируется по разным игрокам. От кратного роста до заметного снижения. Не все выдерживают уже вполне заметную конкуренцию на этом рынке", рассказывает Овчинников.

Крупнейшие игроки

На данный момент на рынке есть главный большой лидер - "Аптека.ру". Есть несколько больших онлайновых проектов, которые пытаются с ним конкурировать. Кроме этого, работает множество небольших сетей, у каждой из которых нет аудитории больше 500 000 человек в месяц.

03.png


Интернет-аптеки - сегмент рынка eCommerce с рекордным разбросом по качеству аудитории (и по конверсии) .

03_1.png

"Если посмотреть на первую семёрку самых популярных проектов, то видно, что аудитория далеко не всех из них одинаково активна. Очень хорошие показатели демонстрирует портал "Аптека.ру". На этом фоне резкий провал у других онлайн-проектов. Неплохие цифры у крупнейших сайтов аптечных сетей, до 15 страниц в месяц. Это не удивительно, учитывая то, что на крупном портале надо найти товар, заказать, указать в какой аптеке будешь получать, и так далее. Сделать заказ меньше, чем за 5-6 кликов, тяжело. Если это не площадка, где покупаешь стандартный товар раз в месяц", - отмечает Овчинников.

04.png


Однако, добавляет эксперт, самая активная аудитория - у ряда региональных сетей, которые умеют вовлечь своих офлайн-покупателей в онлайн-коммуникацию.

05.png

"Мы не сразу поняли, что именно фарм-сегмент в принципе нельзя измерять традиционным параметром - количеством посещений. По нашему мнению, самый лучший косвенный показатель - количество страниц, просмотренных за месяц в сумме на сайте. Здесь мы видим другую картину. Есть один безусловный лидер - "Аптека.ру". Это примерно половина совокупной посещаемости по всем крупным и средним игрокам. Дальше с огромным отрывом идёт список, где большие федеральные или московские проекты перемешаны с наиболее успешными аптечными сетями. Там трафик в миллионы хитов в месяц при хорошем показателе конверсии", - рассказывает Овчинников.

06.png

Перспективы роста

Рынок лекарств уникален с точки зрения обилия мощных позитивных драйверов для его развития, считают эксперты. Когда игроку на этом рынке удается запустить интернет-канал получения заказов, он получает существенное конкурентное преимущество в своем регионе, так как на его стороне - повышенная лояльность, и большие возможностей коммуникации с покупателями.

Клиенты интернет-аптек понимают, что онлайн-площадка даёт возможность осознанного и удобного выбора товара. На стороне интернет-продавца - низкая цена, а не секрет, что люди идут в онлайн именно в поиске экономии, особенно при покупке дорогих лекарств. Кроме того, покупатели получают гарантию, что они найдут нужное лекарство в аптеке, ведь в онлайне всегда можно выбрать нужную площадку. Наконец, именно онлайн-канал зачатую становится единственным способом получить лекарство для тех, кто не может сам сходить в аптеку.

Сроки и точные параметры легализации и либерализации онлайн-заказа лекарств еще не определены - а гонка уже началась: аптечные сети, интернет-проекты дистрибьюторов, ozon.ru, utkonos.ru, beru.ru. Мало того, для некоторых аптечных сетей сильные позиции в онлайне уже являются существенным конкурентным преимуществом на своем региональном рынке.
"Надо помнить о том, что даже небольшая сеть, которая реализует онлайн-канал, имеет колоссальное преимущество перед офлайн-аптекой. Её курьер с профильным образованием способен дойти до клиента за 5 минут или за 15. Пока, наверное, рано говорить, как именно, но развитие онлайн-продаж будет менять в целом рынок аптечных сетей", - уверен Овчинников.

Похожие статьи и интервью
Почему ваши клиенты отказываются от покупки: аналитика SAP
Трафик, покупатели, сегменты: аналитика от Promodo
Дмитрий Костыгин: "На российском рынке eСommerce никто за два года существенно так и не продвинулся"
Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь
«ВКонтакте» для бизнеса: продажи, реклама, общение
Антон Ануфриев, Vitamin Ventures: Мы ушли от подписки в сторону цикличного потребления
Ретейлу предсказали гибридное будущее
eGrocery в США: тренд на свежесть
Как покупают россияне: аналитика GfK и "Маркета"
Как попасть на первые строчки выдачи: факторы ранжирования "Яндекса" и Google
Кейс Imperiatechno.ru: как проверить 5 гипотез в «Брошенной корзине» и получить рост конверсии до 40%
Покупатели полюбили онлайн: статистика по российскому eCommere от Nielsen
Эксперты: eGrocery в России будет расти на 26-27% в год
Обвала не будет: чего ждать бизнесам от сайтов в новогодние праздники
Социальный eCommerce продал на 600 миллиардов: аналитика Data Insight
Особенности национального e-Commerce в предновогодний период
Распродажная логистика: проблемы и решения
Куда идём: избранные цитаты знатоков российского eCommerce с конференции FuturEcommerce
Розничный экспорт товаров через интернет: аналитика Data Insight и eBay
Как пережить «черную пятницу»
Внедрение СМС маркетинга: Страхи, мифы, боли
Ключевые драйверы развития eGrocery до 2025 года: версия Tetra Pak
Покупка онлайн-кассы: несколько советов
Чек-лист: как провести ребрендинг
Лидия Палубина (Reckitt Benckiser): eCommerce — один из самых выгодных каналов
Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель
Кейс Rozetka: как увеличить продажи из соцсетей на 88% с помощью оптимизации контента
Сила согласия: как заниматься рассылками и не нарушать закон о рекламе
Что ищут ваши покупатели: предновогодний обзор "Яндекса"
Рейтинг лучших колл-центров в eGrocery
"Всех излечит, исцелит": как "фидотерапия" поможет вашим продажам
Эра ecommerce-2018: когда Россия догонит Запад
Денис Васильев ("Перекрёсток") о eCommerce-планах компании
Продажа лекарств онлайн: юридические тонкости на примере кейса Ozon
Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах
Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery
Лю Вэй (глава AliExpress) о планах компании на Россию
"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ
22 золотых правила электронной торговли
"В эту комнату толпою умывальники влетят" или как мы увеличили продажи ИМ сантехники
Продаёте на UA? Учите украинский!
Российский кроссбордер утроится: аналитика Morgan Stanley
Какие нюансы нужно учесть при выборе платежного решения
10 советов о том, как развиваться с помощью контента fashion-компаниям в digital
Фалдин поведал о причинах продажи Little Gentrys
Что делать молодому интернет-магазину в конкурентной нише. 5 методов
Что "Чёрная пятница" нам готовит?
У нас рынок работает на доверии, можно подойти только к тем…
ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce
Россияне выбирают промо и скидки
Как заработать на распродажах: топ 5 советов для малого и…
Ретейлеры смотрят в будущее: исследование Oracle
Путешествие покупателей из офлайна в онлайн и обратно
Казахи рвутся на eCommerce-олимп
Как сделать так, чтобы менеджер не уничтожил все ваши старания
Рынок косметики и парфюмерии: взгляд GFK
Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"
Рынок электронных подарочных карт: сентябрь 2018
Рынок косметики и парфюмерии: новые данные Data Insight
Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить
Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
10 вредных советов: как загубить оптовые онлайн продажи раз и навсегда
Мысли eCommerce-велосипедиста
Лояльность и покупки: 5 лет исследований
Анатомия лояльности: как работает покупательский рейтинг Aliexpress
Как покупают в России: интересная статистика от eBay
MobileWeb: в поисках упущенной конверсии
Потребительская лояльность в 2018 году: пользователи ждут внимания
Пьяные покупки: как влияет алкоголь на eCommerce-активность
Топ-100 российских продавцов электроники: версия INFOLine
Как оптимизировать сайт перед осенними распродажами: 6 шагов
Кто сколько платит: аналитика с курьерских касс от GROTEM
Ольга Наумова: "Магнит" ищет партнеров для совместной доставки
5 сервисов, необходимых каждому интернет-магазину
Белорусский eCommerce: основные тренды
Клиентский сервис: инструменты и практика
Дмитрий Медведев ("Перекресток"): "буквально на днях мы открываем всё Подмосковье"
Готовимся к осенним распродажам: чек-лист от профессионалов
Роберт Картер (FedEx): "Если вы не будете внедрять блокчейн - ваша компания скоро исчезнет"
Самые важные логистические тренды: сводка DHL
Рынок электроники и бытовой техники: аналитика Data Insight
Как оптимизировать работу интернет-магазина: 5 полезных сервисов
Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»
Российский eCommerce в поисках денег
Кейс «Техпорт»: рост конверсии на 20% при перезапуске магазина
Дмитрий Костыгин: "Российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме"
Даже если у тебя магазин детских игрушек, продавать лучше…
Роспотребнадзор бьёт тревогу: как поменялся рынок за 6 лет
Обходим спам-фильтры: несколько практических рекомендаций
Андрей Ревяшко (Wildberries): "Big Data - это не мегамозг из фантастического фильма"
Performance-маркетинг на практике
Выбираем партнёрскую сеть: на что смотреть и что учитывать?