Онлайн-рынок лекарств: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев
Несмотря на полулегальный статус интернет-аптек, ограниченный сервис и сдержанный маркетинг, российский рынок онлайн-торговли лекарствами активно растёт. Сооснователь Data Insight Борис Овчинников рассказал о том, как развивается этот eCommerce-сегмент в России:  об основных его игроках, потенциале и надеждах. 

За 2017 год через онлайн-канал было совершено более 12 миллионов заказов лекарственных препаратов. Покупатели лекарств потратили более 21 миллиарда рублей.

01.png

Подавляющая часть этих заказов (11 миллионов) было размещено в интернет-аптеках. Всего там было куплено товаров на 16.5 миллиардов рублей. Каждый 22-й заказ, совершаемый в российских интернет-магазинах - это заказ в интернет-аптеке.

02.png

"Пока ещё доля онлайна в аптечном ритейле не очень велика, но уже значима. Число заказов не сравнимо с тем, что происходит в сегментах одежды, обуви и электроники, но уже сопоставимо, например, с косметикой. И уж точно больше, чем в "продуктах питания". Два года назад рынок был уверен, что вот-вот "выстрелят" продажи алкоголя. На "фарму" не ставил никто, а зря. Просто про заказ алкоголя думать приятно, но реальные продажи в фарме", - рассказывает Овчинников.

При этом, если считать рынок не в числе заказов, а в деньгах, то тут показатели рынка выглядят существенно слабее, так как в этом сегменте маленький средний чек. Если считать долю онлайн от офлайна, то в деньгих она будет составлять почти 2%, что есть даже меньше, чем доля eСommerce в российском ритейле. Впрочем, даже это гораздо больше, чем можно было бы ожидать, учитывая непонятный юридический статус онлайн-сегмента.

Рост рынка в 2017 году составила 32%. Речь идёт обо всём сегменте медицинских товаров, включая интернет-аптеки. По прогнозам в 2018 году (предварительная оценка по крупнейшим онлайн-продавцам), рост составит около 43%.
"Добавлю, что динамика очень сильно варьируется по разным игрокам. От кратного роста до заметного снижения. Не все выдерживают уже вполне заметную конкуренцию на этом рынке", рассказывает Овчинников.

Крупнейшие игроки

На данный момент на рынке есть главный большой лидер - "Аптека.ру". Есть несколько больших онлайновых проектов, которые пытаются с ним конкурировать. Кроме этого, работает множество небольших сетей, у каждой из которых нет аудитории больше 500 000 человек в месяц.

03.png


Интернет-аптеки - сегмент рынка eCommerce с рекордным разбросом по качеству аудитории (и по конверсии) .

03_1.png

"Если посмотреть на первую семёрку самых популярных проектов, то видно, что аудитория далеко не всех из них одинаково активна. Очень хорошие показатели демонстрирует портал "Аптека.ру". На этом фоне резкий провал у других онлайн-проектов. Неплохие цифры у крупнейших сайтов аптечных сетей, до 15 страниц в месяц. Это не удивительно, учитывая то, что на крупном портале надо найти товар, заказать, указать в какой аптеке будешь получать, и так далее. Сделать заказ меньше, чем за 5-6 кликов, тяжело. Если это не площадка, где покупаешь стандартный товар раз в месяц", - отмечает Овчинников.

04.png


Однако, добавляет эксперт, самая активная аудитория - у ряда региональных сетей, которые умеют вовлечь своих офлайн-покупателей в онлайн-коммуникацию.

05.png

"Мы не сразу поняли, что именно фарм-сегмент в принципе нельзя измерять традиционным параметром - количеством посещений. По нашему мнению, самый лучший косвенный показатель - количество страниц, просмотренных за месяц в сумме на сайте. Здесь мы видим другую картину. Есть один безусловный лидер - "Аптека.ру". Это примерно половина совокупной посещаемости по всем крупным и средним игрокам. Дальше с огромным отрывом идёт список, где большие федеральные или московские проекты перемешаны с наиболее успешными аптечными сетями. Там трафик в миллионы хитов в месяц при хорошем показателе конверсии", - рассказывает Овчинников.

06.png

Перспективы роста

Рынок лекарств уникален с точки зрения обилия мощных позитивных драйверов для его развития, считают эксперты. Когда игроку на этом рынке удается запустить интернет-канал получения заказов, он получает существенное конкурентное преимущество в своем регионе, так как на его стороне - повышенная лояльность, и большие возможностей коммуникации с покупателями.

Клиенты интернет-аптек понимают, что онлайн-площадка даёт возможность осознанного и удобного выбора товара. На стороне интернет-продавца - низкая цена, а не секрет, что люди идут в онлайн именно в поиске экономии, особенно при покупке дорогих лекарств. Кроме того, покупатели получают гарантию, что они найдут нужное лекарство в аптеке, ведь в онлайне всегда можно выбрать нужную площадку. Наконец, именно онлайн-канал зачатую становится единственным способом получить лекарство для тех, кто не может сам сходить в аптеку.

Сроки и точные параметры легализации и либерализации онлайн-заказа лекарств еще не определены - а гонка уже началась: аптечные сети, интернет-проекты дистрибьюторов, ozon.ru, utkonos.ru, beru.ru. Мало того, для некоторых аптечных сетей сильные позиции в онлайне уже являются существенным конкурентным преимуществом на своем региональном рынке.
"Надо помнить о том, что даже небольшая сеть, которая реализует онлайн-канал, имеет колоссальное преимущество перед офлайн-аптекой. Её курьер с профильным образованием способен дойти до клиента за 5 минут или за 15. Пока, наверное, рано говорить, как именно, но развитие онлайн-продаж будет менять в целом рынок аптечных сетей", - уверен Овчинников.

Материал по теме

72% детей делают онлайн-покупки: эксперты

Материал по теме

Рынок интернет-рекламы в России в 2023 году: итоги

Материал по теме

Оплата товаров и услуг в онлайне: аналитика ВЦИОМ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Когда планировать заказ: оценка логистов

Наиболее активный день для доставки товаров – понедельник, а месяц – декабрь, поделилась руководитель продуктов гиперлокальной логистики компании СДЭК Нина Горохова. Лучше всего заказы делать в середине нед...

Стоимость рекламы для fashion-брендов выросла в 5 раз

CPA (Cost per action) в fashion-сегменте при размещении контекстной рекламы в прошлом году выросла более чем в 5 раз, сообщают эксперты агентства E-Promo. Стоимость действия при поиске через поисковик по на...

Uber будет доставлять еду роботами в Японии

Uber совместно с партнёрами из Mitsubishi Electric запускают в Японии сервис доставки еды с помощью самоходных роботов-курьеров. Сервис будет работать через приложение Uber Eats, первые доставки начнутся в ...

Маркетплейс Максмарт расширяется в регионы

B2B-маркетплейс быстрых закупок Максмарт в феврале 2024 года запустил два фулфилмент-центра для поставщиков в городах Кемерово (Кемеровская область) и Невинномысск (Ставропольский край). Открытие рас...

Встречаемся на VII Всероссийском форуме по торговому маркетингу FMCG & Retail Trade Marketing Forum 2024

Стабилизация рынка после периода экономической неопределенности предъявляет новые вызовы в адаптации к "новой норме". Покупательское поведение претерпело существенные изменения, и производителям необходимо ...

Ozon: итоги проекта "Сделано в России" за 2023 год

За 2023 год на Ozon покупатели приобрели 18 млн товаров от 1400 локальных брендов, представленных на региональных витринах проекта "Сделано в России". Оборот продавцов в этих регионах вырос в 2,3-2,6 раза. ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.