Легален ли предраспродажный "разогрев" Aliexpress: мнение экспертов и юристов

Игорь Бахарев
Китайский интернет-магазин AliExpress перед началом "Черной пятницы" проводит рекламную акцию по так называемому "разогреву" покупателей. В ходе этой акции на главной странице сайта появляется приглашение пользователям зайти в раздел распродажи. Нажав на баннер, клиент магазина попадает на страницу, которая внешне выглядит следующим образом:

0635a-clip-546kb.jpg

На странице перечислены товары с ценами на них и призыв "Успей купить до воскресенья". Когда покупатель кликает по товару, то сайт посылает его на страницу товара. Вот пример страницы товара, которую бы вы увидели, перейдя по ссылке в четверг 23 ноября:


Обратите внимание: на рекламной странице цена за товар была существенно ниже, чем в реальности. Это связано с тем, что акция еще не началась, поэтому промо-цена не действует.

Директор по развитию AliExpress в России и СНГ AliExpress Марк Завадский заявляет, что это стандартная практика распродаж. Мы решили поинтересоваться у юристов и экспертов, справедливо ли это утверждение.

Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов полагает, что даже если называть такую акцию "разогревом", но это "не отменяет ее недобросовестный характер".
"Фактически потребители вводятся в заблуждение, так как актуальность скидок именно с определенного момента совсем не очевидна. Что касается практики распродаж на AliExpress в целом, то сервис уже неоднократно был замечен в преднамеренном завышении цен накануне и предоставлении фактически фиктивных скидок. Поэтому потребителям следует с осторожностью относится к маркетинговым уловкам данной площадки", - говорит он.
"Ситуация с расхождением цен на сайте и на странице товара - не подлог, но это трактуется как введение потребителя в заблуждение", - согласна управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин. Юрист напоминает, что российское законодательство о защите прав потребителей всегда исходит из того, что до потребителя максимально ясно и прозрачно должна быть доведена информация о цене, акциях и их условиях. В данном случае такой очевидной информации нет.

Гин ссылается на закон "О защите прав потребителя", где в статье 26.1 описано, что при дистанционном способе продажи товара предусмотрено информирование потребителя о цене и условиях его приобретения.

Адвокат и партнер Московской коллегии адвокатов "ГРАД" Сергей Яшенко сообщает, что в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
"С точки зрения потребителя - информация о цене является существенной, и ее отсутствие приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потенциальных потребителей, то несомненно является нарушением", - говорит юрист. Такие обстоятельства могут стать предметом рассмотрения антимонопольным органом, но не автоматически, а при наличии жалоб со стороны потребителей.
Впрочем, добавляет юрист "Зарцын, Янковский и партнеры" Елена Буянтуева, хотя на первый взгляд в такой акции есть элемент недобросовестности, при детальном рассмотрении пользовательского соглашения на сайте можно найти положение с оговоркой типа "Цена на сайте может отличаться от финальной цены".
"Например, в пункте 7.1 Пользовательского соглашения мы находим следующую формулировку: "Alibaba.com не контролирует и не несет ответственность за качество, безопасность, законность или доступность продуктов или услуг, предлагаемых для продажи на Сайтах или способность продавцов завершить продажу или способность покупателей завершить покупку"". Такой пункт формально защищает Aliexpress, ведь в случае чего ответственность может быть возложена на конкретного продавца, а не площадку.
"При желании этот пункт можно оспорить используя закон "О защите прав потребителей", но это будет не так легко", - добавляет Буянтуева.

Юрист КА "Юков и партнеры" Екатерина Баглаева, в свою очередь, обращает внимание на то, что на главной странице акции появляется не только список товаров с распродажными ценами и призывом "Успей купить до воскресенья", но также и информация о начале распродажи в левом углу. Это имеет решающее значение для определения достоверная реклама или нет, уверена юрист.
"Если бы не было информации о начале акции, то есть о начале действия указанной в рекламе цены, то такая реклама могла бы быть признана недостоверной", - добавляет она. А так рекламораспространитель не может нести ответственность за невнимательность покупателя.
Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов говорит, что традиционно покупатель должен смотреть на цену товара там, где с ним заключают какой-никакой, пусть предварительный "о намерениях", но договор о купле-продаже. "Если цена товара расходится потом с указанной в этом месте, то это грубое нарушение этики и нужно за такое наказывать", - добавляет он.

Однако, уточняет эксперт, конкретно в российской практике принято, чтобы и в рекламе, в т.ч. на маркетплейсах, указывалась та цена, по которой будет заключаться договор. Если цену в рекламе сознательно занижают, то это с точки зрения конкурентной борьбы некорректно. "Но, на самом деле, палка о двух концах - если это заметят потребители, то популярность такого продавца снизится", - говорит Кургузов.

По мнению Леонида Довладбегяна (LEDagency.ru, один из организаторов распродажи в "Черную пятницу") российская аудитория давно пользуется Aliexpress и знает, что акционные цены всегда анонсируются заранее - задолго до того, когда они вступают в силу, но купить именно по такой цене заранее нельзя.

"Чтобы избежать любых сомнений и снять все возможные вопросы, мы бы все же рекомендовали коллегам более явно прописывать этапы распродажи и условия акции при анонсирования цен на сторонних ресурсах, которыми могут пользоваться не знакомые с механикой проведения акций на алиэкспресс люди. Например, писать: «Старт акции - 24/11, цена 24/11 - 100 рублей, старая цена - 300 рублей. Купить прямо сейчас - 200 рублей»", - советует эксперт.

В Федеральной антимонопольной службе нам пока не ответили. Но мы ждём.
Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

Россияне игнорируют "Черную пятницу"

Материал по теме

AliExpress и "Казпочта" открыли логистический канал в Казахстан

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Что и как покупали россияне на маркетплейсах в 2023 году: аналитика

Согласно исследованию Яндекс Маркета и GfK Rus, число онлайн-покупателей в России выросло до 67%. Москва остается лидером (78%), но доля пользователей в малых городах и сёлах тоже увеличилась (+12 п.п.). ...

Посудомоечные машины: новые лидеры на российском онлайн-рынке

Исследование онлайн-продаж посудомоечных машин (ПММ) за январь-февраль 2024 года, проведенное TelecomDaily, выявило любопытные изменения в предпочтениях россиян. Встраиваемые модели доминируют. Почти...

Каждый пятый покупает одежду и обувь только в интернете

По данным исследования СберАналитики, за два года доля россиян, предпочитающих покупать одежду и обувь исключительно онлайн, выросла более чем в два раза – с 8,9% до 18,2%. Среди онлайн-покупателей д...

Сколково: eCommerce стал лучшей сферой для стартапов

Исследование "Стартап Академии" "Школы управления "Сколково" показало, что электронная коммерция стала самой популярной сферой для запуска стартапов в 2024 году. 25% опрошенных основателей компаний назвали ...

ПВЗ Ozon бунтуют против нового сбора

Сервисный сбор, который с апреля 2024 года вводит Ozon, вызвал необычайный ажиотаж у селлеров и чиновников. Напомним, что из-за нововведения владельцы ПВЗ будут вынуждены отдавать маркетплейсу от 0,1% до 2%...

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Ozon с апреля 2024 года вводит сервисный сбор для партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Цель сбора – привлечение новых клиентов, обеспечение доступных цен и продвижение пунктов выдачи. ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.