Created by potrace 1.13, written by Peter Selinger 2001-2015 LOGO

Легален ли предраспродажный "разогрев" Aliexpress: мнение экспертов и юристов

Игорь Бахарев
28 Ноября 2017, в 14:28, в Новости e-commerce, в сюжете: черная пятница, aliexpress, юридические вопросы
Китайский интернет-магазин AliExpress перед началом "Черной пятницы" проводит рекламную акцию по так называемому "разогреву" покупателей. В ходе этой акции на главной странице сайта появляется приглашение пользователям зайти в раздел распродажи. Нажав на баннер, клиент магазина попадает на страницу, которая внешне выглядит следующим образом:

0635a-clip-546kb.jpg

На странице перечислены товары с ценами на них и призыв "Успей купить до воскресенья". Когда покупатель кликает по товару, то сайт посылает его на страницу товара. Вот пример страницы товара, которую бы вы увидели, перейдя по ссылке в четверг 23 ноября:

Clip2net_171123223406.png
Обратите внимание: на рекламной странице цена за товар была существенно ниже, чем в реальности. Это связано с тем, что акция еще не началась, поэтому промо-цена не действует.

Директор по развитию AliExpress в России и СНГ AliExpress Марк Завадский заявляет, что это стандартная практика распродаж. Мы решили поинтересоваться у юристов и экспертов, справедливо ли это утверждение.

Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов полагает, что даже если называть такую акцию "разогревом", но это "не отменяет ее недобросовестный характер".
"Фактически потребители вводятся в заблуждение, так как актуальность скидок именно с определенного момента совсем не очевидна. Что касается практики распродаж на AliExpress в целом, то сервис уже неоднократно был замечен в преднамеренном завышении цен накануне и предоставлении фактически фиктивных скидок. Поэтому потребителям следует с осторожностью относится к маркетинговым уловкам данной площадки", - говорит он.
"Ситуация с расхождением цен на сайте и на странице товара - не подлог, но это трактуется как введение потребителя в заблуждение", - согласна управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин. Юрист напоминает, что российское законодательство о защите прав потребителей всегда исходит из того, что до потребителя максимально ясно и прозрачно должна быть доведена информация о цене, акциях и их условиях. В данном случае такой очевидной информации нет.

Гин ссылается на закон "О защите прав потребителя", где в статье 26.1 описано, что при дистанционном способе продажи товара предусмотрено информирование потребителя о цене и условиях его приобретения.

Адвокат и партнер Московской коллегии адвокатов "ГРАД" Сергей Яшенко сообщает, что в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
"С точки зрения потребителя - информация о цене является существенной, и ее отсутствие приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потенциальных потребителей, то несомненно является нарушением", - говорит юрист. Такие обстоятельства могут стать предметом рассмотрения антимонопольным органом, но не автоматически, а при наличии жалоб со стороны потребителей.
Впрочем, добавляет юрист "Зарцын, Янковский и партнеры" Елена Буянтуева, хотя на первый взгляд в такой акции есть элемент недобросовестности, при детальном рассмотрении пользовательского соглашения на сайте можно найти положение с оговоркой типа "Цена на сайте может отличаться от финальной цены".
"Например, в пункте 7.1 Пользовательского соглашения мы находим следующую формулировку: "Alibaba.com не контролирует и не несет ответственность за качество, безопасность, законность или доступность продуктов или услуг, предлагаемых для продажи на Сайтах или способность продавцов завершить продажу или способность покупателей завершить покупку"". Такой пункт формально защищает Aliexpress, ведь в случае чего ответственность может быть возложена на конкретного продавца, а не площадку.
"При желании этот пункт можно оспорить используя закон "О защите прав потребителей", но это будет не так легко", - добавляет Буянтуева.

Юрист КА "Юков и партнеры" Екатерина Баглаева, в свою очередь, обращает внимание на то, что на главной странице акции появляется не только список товаров с распродажными ценами и призывом "Успей купить до воскресенья", но также и информация о начале распродажи в левом углу. Это имеет решающее значение для определения достоверная реклама или нет, уверена юрист.
"Если бы не было информации о начале акции, то есть о начале действия указанной в рекламе цены, то такая реклама могла бы быть признана недостоверной", - добавляет она. А так рекламораспространитель не может нести ответственность за невнимательность покупателя.
Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов говорит, что традиционно покупатель должен смотреть на цену товара там, где с ним заключают какой-никакой, пусть предварительный "о намерениях", но договор о купле-продаже. "Если цена товара расходится потом с указанной в этом месте, то это грубое нарушение этики и нужно за такое наказывать", - добавляет он.

Однако, уточняет эксперт, конкретно в российской практике принято, чтобы и в рекламе, в т.ч. на маркетплейсах, указывалась та цена, по которой будет заключаться договор. Если цену в рекламе сознательно занижают, то это с точки зрения конкурентной борьбы некорректно. "Но, на самом деле, палка о двух концах - если это заметят потребители, то популярность такого продавца снизится", - говорит Кургузов.

По мнению Леонида Довладбегяна (LEDagency.ru, один из организаторов распродажи в "Черную пятницу") российская аудитория давно пользуется Aliexpress и знает, что акционные цены всегда анонсируются заранее - задолго до того, когда они вступают в силу, но купить именно по такой цене заранее нельзя.

"Чтобы избежать любых сомнений и снять все возможные вопросы, мы бы все же рекомендовали коллегам более явно прописывать этапы распродажи и условия акции при анонсирования цен на сторонних ресурсах, которыми могут пользоваться не знакомые с механикой проведения акций на алиэкспресс люди. Например, писать: «Старт акции - 24/11, цена 24/11 - 100 рублей, старая цена - 300 рублей. Купить прямо сейчас - 200 рублей»", - советует эксперт.

В Федеральной антимонопольной службе нам пока не ответили. Но мы ждём.

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments
Похожие статьи и интервью
Борьба с нечестными скидками: кейс отключения Pleer.ru
Онлайн-продажи в сегменте БТиЭ: обзор рынка
Линар Хуснуллин (KazanExpress.ru): мы без напряжения дадим цену Aliexpress и даже чуть ниже
"День холостяка" статистика от admitad
Участие в “Черной Пятнице”: новые возможности для интернет-магазина
Почему вы рискуете, если ваш интернет-магазин не приспособлен для покупок с телефона
Черная пятница: аналитика по миру и России
Интернет-продавцов загоняют в налоговую
Онми и кросс-девайсные продажи: исследование Criteo
Яндекс.Маркет - наши конкуренты
Праздничные покупки в США: статистика и тенденции (инфографика)
Новые поправки в N54-ФЗ: попытка обзора
Data Insight: Перспективы интерактивной рекламы в России
От планов по запуску маркетплейса мы не отказываемся
54-ФЗ: как интернет-магазины переходили на онлайн-кассы
Детские товары в 2017 году: обзор рынка
"Черная пятница" умерла, да здравствует "Черный ноябрь"!
"Юлмарт" провел поиск "нового спиннера"
Лишь у 1% сайтов малого бизнеса существует мобильная версия
С2С-продажи: обзор рынка от Data Insight и Avito
Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец
Мифы о контекстной рекламе
Кто самый авторитетный специалист в E-commerce в России
Экспорт товаров через интернет: исследование Data Insight и eBay
Пара слов о стратегии развития цифровой экономики Китая
Что нас ждет после старта онлайн-продаж лекарств? Мнение экспертов
Как выбрать кассу для небольшого интернет-магазина
Электронные подарочные карты в России и мире: настоящее и…
Кейс молодого продавца: интернет-магазин мотозапчастей с…
Как обманывают с аутсорс-складом и как почуять подвох
"Кассовый разрыв": что делать, пока не начались проблемы
Банкротство Toys 'R' Us: что происходит на рынке игрушек
eCommerce в Москве: взгляд московского правительства
Рынок карт лояльности: исследование WantaGroup
Как меняется поведение ваших клиентов, когда они открывают…
Возвращение блудных посылок: немного статистики
Рынок интернет-торговли в 2017 году, данные АКИТ
Если продавец будет нахваливать товар, за который получит…
Рынок распродаж-2017: игроки, итоги, планы
Оптимальным форматом магазинов для городов-миллионников…