Интернет-продавцов загоняют в налоговую

Игорь Бахарев
На прошлой неделе в экспертном совете при Роспотребнадзоре состоялось обсуждение разработанного ведомством проекта "Стратегии развития потребительской безопасности", сообщил E-pepper.ru исполнительный директор Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли Михаил Яценко.  

Как утверждает собеседник портала, присутствующий на заседании совета, документ содержит пункт, который предполагает необходимость разработки и принятия нормативного правового акта, предусматривающего обязанность регистрации продавцами или исполнителями услуг в налоговом органе доменных имен сайтов своей компании. Планируется, что магазины обяжут регистрировать свои сайты у налоговиков уже с 1 февраля 2019 года. 

Яценко рассказывает, что внятных разъяснений от Роскомнадзора, как планируется реализовывать эту инициативу, получить не удалось. "По результатам заседания мы решили, что все собравшиеся отправят свои предложения к плану. 21 должен состояться Экспертный совет, где обсуждение продолжится", - говорит он.

А пока мы обсудили с экспертами плюсы и минусы такого решения.

Как обстоит ситуация на сегодняшний день?

Генеральный директор REG.RU Алексей Королюк напоминает, что на сегодняшний день подобных требований к продавцам в России не существует. Однако в ряде зарубежных стран, в реестрах юридических лиц есть возможность указать домен, чтобы он отображался в публичном реестре.
"На сегодняшний день домены регистрируются только у регистратора доменов, причем все равно на физическое или юридическое лицо. Сейчас продавец может быть вообще не связан с доменом. Например, домен оформлен на физ. лицо, а продавец при этом другое юр. лицо или ИП, или вообще физ. лицо, которое что-то продает и по сути вообще ведет незаконную предпринимательскую деятельность", - рассказывает юрист, управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин.
Интересно, что подобная инициатива ранее была принята в Белоруссии. Там, напоминает партнер юридической фирмы Kosenkov & Suvorov Денис Косенков, интернет-магазины должны быть включены в соответствующий реестр Министерства торговли для осуществления легальной деятельности в интернете.

Аргументы "За"

Аргумент Роспотребнадзора в пользу введения такой нормы заключается в том, что она поможет повысить контроль за собираемостью налогов, а также снизит число мошенников.

Глава АКИТ Алексей Федоров очень доволен, что такое предложение готовится к принятию. "Это идея, с которой я выступаю уже 2 года. Смотрите: приходя в физический магазин мы видим уголок потребителя, где можно узнать, кто стоит за магазином и к кому обращаться, когда возникают проблемы. В интернет-торговле такого нет. Вы приходите на сайт и ничего не можете найти. Теперь же ситуация изменится, сайт будет официально зарегистрирован", - говорит он.

Председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов напоминает, что его организация озвучивала подобные предложения на апрельском заседании Госсовета, посвящённом совершенствованию законодательства о защите прав потребителей.
"Все больше компаний потребительского рынка реализуют свои товары и оказывают услуги в интернете. Зачастую от потребителей и надзорных органов скрываются реквизиты юридического лица или индивидуального предпринимателя, от имени которого ведется деятельность. И в случае нарушения прав потребителей или иных требований законодательства, установить виновных лиц и привлечь их к ответственности не представляется возможным. Это приводит к тому, что мы регулярно слышим о новых случаях мошенничества или обмана", - говорит эксперт.
Введение обязательной регистрации доменных имен позволит однозначно идентифицировать продавца. Вместе с мерами по досудебной блокировке нарушителей это поможет значительно улучшить ситуацию, считает Павлов.

Данная мера конечно же повысит прозрачность торговых компаний, ведущих свою деятельность в интернете перед государством, считает Косенков.
"Особенно это касается иностранных интернет-магазинов, деятельность которых при совершении сделок с российскими потребителями на сегодняшний день хоть и подчинена формально законодательству РФ о защите прав потребителей, тем не менее на практике фактически находится вне нашей юрисдикции из-за проблем с правоприменением законов РФ в отношении зарубежных юридических лиц", - рассказывает юрист. Поэтому соблюдение наших законов этими компаниями является скорее актом доброй воли нежели чем обязанностью на сегодняшний день.
"Не секрет, что через интернет-магазины сегодня очень часто продается товар, и с этого оборота продавец не платит налоги. Такое нововведение, как минимум позволит налоговой вывести интернет-магазины из тени, по доменному имени и адресу почты налоговики смогут всех учитывать и облагать налогами", - объясняет Кира Гин. Стоит ожидать изменений в закон о защите прав потребителей в части информации, которую продавец обязан сообщить о себе покупателю, добавляет она.

Аргументы "против"

Норма вызвала много споров на обсуждении проекта стратегии, рассказывает глава экспертного совета РЭЦ Александр Иванов.
"Контраргументация такова: регистрация не избавит ни от одной из проблем, т.к. жулики на поддельные документы регистрируют компании. Типа, если ты наркодилер, то не регистрируешься на "Игорь Бахарев", а выбираешь липовое имя. Поэтому такая регистрация не имеет смысла", - говорит он.
Руководитель проекта “Горячая линия Рунета" регионального общественного Центра интернет-технологий Ольга Рыбакова считает, что инициатива "странная". "Особого смысла со стороны защиты пользователей я в ней не вижу", - говорит она.

Председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка, председатель Союза потребителей РФ, член Экспертного совета при Правительстве РФ Петр Шелищ считает, что гораздо разумнее было бы регистрировать тех, кто предлагает на рынке какую-либо продукцию при регистрации юридического лица. По его словам, это облегчило бы жизнь потребителям и не усложнило бы ее продавцам.
"Если компания что-то собирается предлагать физическим лицам, то она должна сообщить доменное имя, где можно получить всю информацию о товарах и самой компании. Это логично. Пользователь будет знать, куда обращаться, а компания получит полноценную рекламную площадку для своих товаров и услуг", - говорит он.

Как это будет осуществлено?

Никто точно не знает. Кира Гин считает, что обязательную регистрацию доменов, скорее всего, можно будет отслеживать на сайте ФНС nalog.ru, по аналогии с ЕГРЮЛ или реестром субъектов малого предпринимательства.

Пока не очень понятно, как быть компаниям, у которых нет сайта. По мнению Шелища, следовало бы обязать юридические лица его заводить. "Но надо прописать процедуру создания таких сайтов максимально экономически и технически простой", - уточняет он. Возможно, для таких информационных сайтов надо будет предусмотреть особую доменную зону.

Будут ли технические сложности?

Налоговики пока вообще не задумались о тех, кто продает что-то через Вконтакте и другие социальные сети, говорит Кира Гин.
"А там вообще все просто: вам привозят вещь или вы едите в шоурум, покупка в таком случае происходит вообще без всякого чека и кассового аппарата", - рассказывает юрист.
По словам Иванова, "80, а то и 90%" ИП не имеют собственного сайта, а только странички в соцсетях, авито или ЯМ. "Обязывать каждого иметь сайт - это значит увеличивать нагрузку на бизнес. Это приведет к увеличению конечной цены товара. Зачем разгонять инфляцию на совершенно пустом месте? Потому, что чиновники захотели больше контролировать?" - спрашивает он.

Есть и еще одна проблема. Если продавцов обяжут регистрировать страницы в соцсетях, то это будет означать, что он теперь пожизненно связан со страничкой. "А это не сайт, адрес на чужом ресурсе. А если продавец захотел закрыть страничку (там не пошло) и открыться на Avito и прочее, то непонятно, как быть. То есть никаких проблем регистрация не решает, но создает проблемы для законопослушных", - добавляет Иванов.

Какой будет "выхлоп" от закона?

В любом случае, налоговики не получат доступ к внутренней базе данных и не смогут посмотреть сколько покупателей разместили заказы и осуществили покупку, говорит Кира Гин. Также они не смогут отследить всю выручку, потому что интернет-магазину иногда проще иностранному покупателю отправить посылку/бандероль напрямую и получить оплату наличными на карту, чем связываться с валютным контролем и валютной выручкой. Так что налоговикам еще предстоит придумать, как контролировать продажи и выручку.
"Как вариант, они смогут ловить предпринимателей с помощью контрольных закупок. Однако, у тех же небольших одежных магазинов бизнес, как правило, небольшой, строится на знакомых, друзьях и рекомендациях. Для постоянных покупателей в какой-то момент любое подтверждение покупки становится совершенно не важно. Как тут проконтролируешь и обяжешь?", - добавляет она.

Регистрация почты

Отдельно в готовящемся законопроекте оговаривается необходимость регистрации адреса электронной почты компании.

Интернет-омбудсмен, член экспертного совета «Агентства стратегических инициатив» и генерального совета «Деловой России» Дмитрий Мариничев поддерживает эту инициативу.
"Компании нужен официальный e-mail, чтобы взаимодействовать с государством. Логичнее всего было бы при регистрации компании создавать такой электронный адрес налогоплательщика на каком-нибудь официальном домене, например, nalog.ru. Туда сможет приходить официальная корреспонденция. Это упростит жизнь бизнесменов и сделает общение с государством более легким и прозрачным", - считает он.
Федоров напоминает, что такая идея уже воплощена в Германии. "Все юридические лица, которые регистрируются в Германии, обязаны регистрировать почту, причем в домене DE", - рассказывает бизнесмен.
Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Материал по теме

Маркетплейсы объединились против инфраструктурного платежа

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

Количество фанатов онлайн-шоппинга ежегодно растет. Вместе с этим увеличивается и конкуренция среди продавцов. Так, в 2023 году селлеров в сфере электронной торговли стало больше на треть. О том, как бренду оде...

Все тренды eСommerce на ECOM Expo'24

Быть в курсе трендов — это первый шаг на пути к успеху. Второй — освоение новых инструментов и внедрение их в свой бизнес. Результат этого пути — лидерство на рынке.  Где можно посмотре...

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

74% россиян по-прежнему предпочитают покупать продукты офлайн, в магазинах и на рынках, свидетельствуют данные февральского опроса Аналитического центра НАФИ. При этом доля онлайн-покупателей неуклонно раст...

Аналитика Big Data МТС: в 2024 году количество пользователей сервисов доставки товаров из-за рубежа выросло на треть

Эксперты МТС говорят о росте интереса к российским сервисам доставки товаров из-за рубежа. В январе 2024 года количество пользователей этих сервисов увеличилось на 32% по сравнению с январём 2023 года. К та...

Яндекс Маркет представил Роборуку со встроенной нейросетью

Яндекс Маркет начал использовать на своём Cуперскладе (Софьино-2) новую модель складского робота — Роборуку. С её помощью сервис планирует решать самые разные задачи — от разгрузки прибывшей партии товаров ...

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов рассказал подробности реализации проекта строительства "государственного российского маркетплейса". В его основе предл...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.