Логистам облегчили работу с ККТ?

Игорь Бахарев
Минфин России не возражает против ситуации, когда интернет-магазины передают сторонним организациям, в частности, логистам, свою контрольно-кассовую технику для осуществления расчетов с покупателями товаров. Это следует из письма ведомства № 03-01-15/22622.
 
В Минфине указывают, что, согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, пользователь ККТ должен "исключить несанкционированных доступ третьих лиц к кассовому аппарату". При этом положения, которое бы ограничивало санкционированный доступ третьих лиц к кассе, в том числе передачу третьим лицам онлайн-кассы, нет в законе. И положения Федерального закона N 54-ФЗ не запрещают агенту регистрировать и применять ККТ.
Соответственно, магазин имеет право передавать свою ККТ агенту для ведения расчетов с покупателями. При этом документально оформлять такую передачу не обязательно, действующее российское законодательство этого не требует.

"Вместе с тем следует учитывать, что применение ККТ третьим лицом не освобождает уполномочивающую организацию от предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ обязанностей и ответственности за их неисполнение", - напоминает автор письма, заместитель директора Департамента В.А.Прокаев.

"Многие магазины не знали как передать кассу курьеру из курьерской службы и можно ли это вообще делать. Боялись, что это нарушение", - рассказывает директор по маркетингу "Эвотор" Сергей Андрияшкин.

Заместитель генерального директора "МаксиПост" Алексей Прыгин указывает, что "Минфин", по своей давней традиции, дает разъяснения, но оговаривается, что эти разъяснения не являются нормативным правовым актом. Поэтому конфликты с проверяющими службами не исключены.
Кроме того, здесь есть несколько подводных камней. В частности, работать на кассе может только сотрудник компании, которой это касса принадлежит. А в чеке печатается ФИО кассира. Соответственно надо оформлять сотрудника по совместительству в компанию, которой принадлежит касса.
"Давайте представим, что интернет-магазин передал в курьерку 1000 заказов и их повезли 200 курьеров в 30 городах России. Что будем делать? Всех оформим по совместительству и всем выдадим кассы интернет-магазина? Я уже не говорю о технической составляющей: отдельное мобильное приложение от интернет-магазина, которым должен пользоваться сотрудник курьерской службы, передача собранных денег наличными в кассу интернет-магазина и т.п", - добавляет он.
Соответственно, классических курьерок для eСommerce, которые забирают много доставок и затем доставляют их конечному покупателю это вряд ли коснется, считает эксперт. "Очень сложная для реализации схема. Да и непонятно, зачем ее в принципе реализовывать. А вот каких-то единичных, срочных доставок это может коснуться. И все равно при этом остается вопрос оформления сотрудника курьерской службы в штат", - отмечает Прыгин.

Руководитель бизнес-проекта АТОЛ Онлайн Юлия Носова видит два серьезных риска для торгового предприятия от передачи онлайн-кассы агенту: порча или потеря оборудования курьером. Но последствия для магазина в данном случае будут аналогичны тем, что возникают при эксплуатации кассы его собственными сотрудниками. Ему придется либо ремонтировать технику, либо покупать и ставить на учет новую. 

"В обеих ситуациях это означает как временные, так и финансовые затраты. В зависимости от модели стоимость кассы составит примерно 17 900–26 000 руб. (включая фискальный накопитель на 15 месяцев). Причем если у магазина не было резервной техники, то ремонт оборудования или приобретение нового означает простой «кассового места» и, как следствие, замедление обслуживания", - напоминает эксперт. Поэтому при передаче касс курьерской службе она рекомендует заключать с ней договор, прописав ответственность сторон на случай потери или поломки кассового решения агентом. Такой подход позволит избежать споров в выяснении, кто виноват и как быть.

Курьерские компании, впрочем, и так обычно сотрудничают с интернет-магазинами в рамках агентского договора, рассказывает ex-директор по электронной коммерции "Самсон Фарма", "Бетховен", "Евросеть" Пётр Рощин. "Как и ранее, курьерская служба печатает чек ККМ от имени принципала и далее перечисляет ему полученные от конечного клиента денежные средства.

Использование агентом ККМ принципала несет для агента существенные риски ввиду фактического отсутствия контроля за соблюдением кассовой дисциплины, при этом ответственность перед контролирующими органами с принципала не снимается", - говорит он.

При этом, добавляет Рощин, повсеместно сложилась практика несоблюдения требований об использовании спецсчета. Все курьерские компании предлагают для заключения варианты договоров с использованием спецсчета и с использованием стандартного расчетного счета, который не дает дополнительных гарантий защиты денежных средств.

Письмо Минфина не несет практической ценности с точки зрения выгод/неудобств для интернет-магазина, считает коммерческий директор Oysters Елена Мирошникова

Поскольку курьеры работают по агентскому договору, кассу оформляет на себя именно агент, но в кассовом чеке должна присутствовать обязательная информация о принципале (ИНН, наименование, контактный телефон).
"Если каждый магазин выдаст курьерской службе свои кассы, то курьер не сдвинется с места под тяжестью рюкзака с кучей касс разных юрлиц", - отмечает эксперт.
Ситуация, когда используются кассы, оформленные на интернет-магазин - это редкость. Такой вариант работы может встретиться в случае, если у магазина есть собственная служба доставки, работающая как отдельное юрлицо, но от имени и в пользу интернет-магазина. 

Мирошникова указывает ещё на одну грань проблемы. Дело в том, что кассу принято считать материальной ценностью, а, соответственно, прописать материальную ответственность можно только при условии работы с ней сотрудником, находящимся в штате (не ГПХ, не агентский договор).



Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кто и как зарабатывает на ритейл рынке, узнайте на UPGRADE Retail Весна 2024

Приглашаем вас на UPGRADE Retail Весна 2024! 3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь...

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

"Точка Любви" — одна из крупнейших сетей магазинов товаров для взрослых в России. Сегодня это несколько франчайзинговых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пензе, Сочи, Краснодаре, интернет-...

МТС запустила первый экосистемный магазин

Цифровая экосистема "МТС" открыла магазин нового формата с фокусом на цифровые решения компании. Пилотный проект запущен в Москве в ТЦ "Океания".  Площадь нового магазина составляет более 250 м², что практ...

Восьмая MarTech-конференция Retention Day пройдет в Москве

25 апреля в Москва-Сити состоится восьмая конференция Retention Day, посвященная развитию маркетинговых технологий в e-commerce. Мероприятие соберет ведущих игроков рынка электронной коммерции, чтобы обсудит...

Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat

На Яндекс Маркете покупатели теперь могут заказать велосипеды Raskat — это новый бренд маркетплейса. Они прочные, лёгкие и созданы специально для передвижения по городу. На таком велосипеде можно смело съез...

В Мультимедиа Арт Музее откроется кафе от Яндекс Лавки

В Москве в Мультимедиа Арт Музее откроется кафе Яндекс Лавки. В пространстве можно будет отдохнуть, перекусить и, например, провести время с друзьями после посещения выставки. Это первое постоянное кафе Янд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.