LOGO

Леонид Довладбегян: Никакого топ-менеджмента в eCommerce через 5 лет не будет

Игорь Бахарев
22 Февраля 2018, в 16:58, в Новости e-commerce, в сюжете: HR
Редакция E-pepper.ru попросила меня написать колонку на тему “Как будет выглядеть топ-менеджмент интернет-магазина здорового человека через 5 лет”, и мне эта идея очень понравилась. В первую очередь потому, что на мой взгляд, через 5 лет топ-менеджмент интернет-магазина будет выглядет никак – то есть его вообще как такового не будет.

Обосную. Я глубоко уверен, что директор интернет-магазина и вообще топ-менеджмент интернет-магазина – это пережиток былых времен, и такие должности будут постепенно уходить в прошлое. Уже сейчас интернет-магазин – это всего лишь один из каналов дистрибуции, не требующий отдельного управления. Уже сейчас из должности или специализации это превратилось в функционал, необходимый любому топ-менеджеру в ритейле.

Так что на мой взгляд, никакого топ-менеджмента интернет-магазина не будет – будет топ-менеджмент ритейл-сети, глубоко понимающий диджитал-процессы, потому что все больше взаимодействия с покупателями будет осуществляться в интернете.

Особенность восприятия окружающего мира новым подрастающим поколением – нашими будущими кастомерами и сотрудниками – хорошо описывает картинка, о которой мне недавно рассказывали: маленький мальчик смотрит на салют, и чтобы разглядеть его получше, он делает такое характерное движение пальцами, как будто раздвигает картинку на планшете. Это совершенно другое поколение, оно на 100% digital, причем это поколение влияет и на более “консервативных” окружающих, и именно оно будет формировать потребительский спрос в ближайшие годы.

Фактически останется один только digital, т.е. физический выбор товара будет нужен только для грамотной консультации, для демонстрации. Но процесс прихода потребителя к бренду, как и все основные бизнес-процессы в ритейле, будут сосредоточены в digital.

Кроме того, рынки усложняются, и будет все меньше компаний, которые просто перепродают товар с высокой наценкой. Потому что конкуренция увеличивается, а маржинальности нет, и компании будут зарабатывать, привлекая поток клиентов. Основным активом станет Big data, и компании будут зарабатывать, продавая клиентам дополнительные услуги: это финансовые услуги (кредиты и тому подобное), в DIY это могут быть услуги по установке и ремонту, в FMCG это будут какие-то готовые наборы, т.е ритейл будет заниматься не исключительно прямыми продажами, а решением проблем клиента, удовлетворением его потребностей.
  
Потребность клиента DIY-компании – не перфоратор, а дырка в стене; потребность клиента, который покупает одежду – статус, потому что если не так, то можно было бы ходить в одной телогрейке, она нормально работает в плане защиты от холода; клиент покупает айфон тоже ради статуса, потому что звонить и смсить можно и с дешевого смартфона. И ритейл вот эти потребности будет наконец удовлетворять, а не просто торговать.

Менеджмент, в свою очередь, будет понимать, как удовлетворять эти потребности, и соответственно, уметь работать с wordstat, big data, с развернутой аналитикой, хорошо понимать digital и mobile в частности, потому что все потребности сосредоточены в mobile. Будущее – это m-commerce, потому что для нового поколения весь мир сосредоточен в смартфоне.

Я вижу будущее топ-менеджмента интернет-магазина очень просто – это digital-менеджмент всей сети, а не менеджмент интернет-магазина, и это специалисты, которые разбираются в тех направлениях e-commerce, которые будут прогрессировать, а это прежде всего: m-commerce, вопросы, связанные с контентными стратегиями, контент-маркетингом, визуализациями, VR и прочим. Это менеджмент, который умеет гибко привлекать деньги с рынка, потому что сейчас основной проблемой для многих участников рынка становится именно нехватка денежных средств.

Под влиянием блокчейна, краудфандинга и других новых инструментов начинает меняться процесс привлечения средств, так что в один прекрасный момент банки и традиционные кредитные инструменты могут оказаться устаревшими динозаврами. Поэтому ритейлу нужны люди, которые умеют пользоваться новыми инструментами и привлекать деньги в бизнес, нужны грамотные финансисты нового формата. Также у руля будут логисты, которые умеют построить и автоматизировать цепочку поставок, руководители call-центров, способные выстроить полноценный суппорт и обеспечить удовлетворение текущих задач клиентов (при этом КЦ будет обслуживать все каналы сбыта – розницу, интернет-магазин, оптовое подразделение и т.д.), а также директора по маркетингу, способные взаимодействовать с во всех точках контактах с клиентами.

По сути руководство интернет-магазина не будет выделено в отдельное направление просто потому, что этими digital-скиллами, которые сейчас зачем-то считаются уделом исключительно e-commerce специалистов, должны будут обладать все. Или ты ими обладаешь, или рынку ты больше не нужен, такой вот закон джунглей.
Похожие статьи и интервью
Гид по доставке: частые вопросы, обзор вариантов, лайфхаки
Как малому бизнесу в eCommerce стать конкурентоспособным на международном рынке
Какую рекламу блокирует Chrome: подробности
Битва за налоги зарубежных посылок продолжается: итоги заседания ФАС
Армен Манукян (РЭЦ): небольшой FAQ о торговле на зарубежных площадках
Как привлечь клиента, не надоедая, или зачем бизнесу многоканальные коммуникации
Руслан Давыдов (ФТС): о регулировании кроссбордера, помощи экспортерам и модернизации таможни
Какие подарки россияне покупают на День Святого Валентина?
Персонализация для ритейла — актуальные технологии 2018
Рынок ждёт одного большого игрока, который диктовал бы…
Платежные тренды - 2018: чек растет, сегменты падают
Реквием по "Киберпонедельнику"
Как получить больше продаж небольшому интернет-магазину с…
Развитие продуктового онлайн-ритейла в Петербурге в 2017 году
Ретроспектива: что сбылось из eСommerce-прогнозов десятилетней давности
147 цифр о покупательском поведении в 2018 году
Доставка продуктов как драйвер российского eCommerce: прогноз экспертов
5 трендов, которые принесли успех Amazon в 2017 году
Война Alibaba против Amazon в инфографике
О "Юлмарте", зарплатах в DNS и рынке электроники
Пять выводов из краха Wikimart
Все точки над i в чеках при доставке товара покупателю
Чат-боты в eCommerce: на пороге 2018 года
Главные события отечественного eСommerce 2017
Зачем оптовикам онлайн: попытка анализа
8 ключевых маркетинговых трендов в eCommerce 2018 года: версия Criteo
Тренды маркетинга в 2018 году: мнение экспертов
E-Grocery на практике: кейс сети "Глобус"
Россияне взяли курс на позитив
Мобильные приложения в ритейле и тренд на AR: кейс Leroy…
Время кадровых перетасовок
8 трендов eCommerce-логистики от Data Insight
Власть и Китай: что пугало и веселило в 2017 году
Тренды года: что двигало рынок в 2017 году
Год клиента: итоги 2017 года и взгляд в 2018
Как попасть на первые строчки выдачи
Новые поправки ФТС: Подарков не ждите
плохая погода может принести на 10-20% больше заказов
Онлайн-продажи в сегменте БТиЭ: данные "М.Видео" и "Эльдорадо"
Лучшие дни для выкупа заказов: подробная статистика
Легален ли предраспродажный "разогрев" Aliexpress: мнение экспертов и юристов
Борьба с нечестными скидками: кейс отключения Pleer.ru
Онлайн-продажи в сегменте БТиЭ: обзор рынка
Линар Хуснуллин (KazanExpress.ru): мы без напряжения дадим цену Aliexpress и даже чуть ниже
"День холостяка" статистика от admitad
Участие в “Черной Пятнице”: новые возможности для интернет-магазина
Почему вы рискуете, если ваш интернет-магазин не приспособлен для покупок с телефона
Черная пятница: аналитика по миру и России
Интернет-продавцов загоняют в налоговую
Онми и кросс-девайсные продажи: исследование Criteo
Яндекс.Маркет - наши конкуренты
Праздничные покупки в США: статистика и тенденции (инфографика)
Новые поправки в N54-ФЗ: попытка обзора
Data Insight: Перспективы интерактивной рекламы в России
От планов по запуску маркетплейса мы не отказываемся
54-ФЗ: как интернет-магазины переходили на онлайн-кассы
Детские товары в 2017 году: обзор рынка
"Черная пятница" умерла, да здравствует "Черный ноябрь"!
"Юлмарт" провел поиск "нового спиннера"
Лишь у 1% сайтов малого бизнеса существует мобильная версия
С2С-продажи: обзор рынка от Data Insight и Avito
Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец
Мифы о контекстной рекламе
Кто самый авторитетный специалист в E-commerce в России
Экспорт товаров через интернет: исследование Data Insight и eBay
Пара слов о стратегии развития цифровой экономики Китая
Что нас ждет после старта онлайн-продаж лекарств? Мнение экспертов
Как выбрать кассу для небольшого интернет-магазина
Электронные подарочные карты в России и мире: настоящее и…
Кейс молодого продавца: интернет-магазин мотозапчастей с…
Как обманывают с аутсорс-складом и как почуять подвох
"Кассовый разрыв": что делать, пока не начались проблемы
Банкротство Toys 'R' Us: что происходит на рынке игрушек
eCommerce в Москве: взгляд московского правительства
Рынок карт лояльности: исследование WantaGroup
Как меняется поведение ваших клиентов, когда они открывают…
Возвращение блудных посылок: немного статистики
Рынок интернет-торговли в 2017 году, данные АКИТ
Если продавец будет нахваливать товар, за который получит…
Рынок распродаж-2017: игроки, итоги, планы
Оптимальным форматом магазинов для городов-миллионников…
Как увеличить прибыль с помощью омниканальной модели продаж