Клиентские сервисы в онлайн-торговле: обзор ТОП-100 крупнейших магазинов
Игорь Бахарев
Мы продолжаем публикацию исследования E-pepper.ru, посвященного продажам сервисов и услуг в российских онлайн-магазинах электроники и бытовой техники. О том, как именно проходило это исследование и для чего оно было сделано, можно прочитать в первой статье, а о том, как с этой задачей справляются крупные магазины, говорится во второй части исследования. Сегодня мы обсудим, как торгуют услугами в более мелких магазинах.
Для нашего исследования мы взяли онлайн-магазины, входящие в
Всего было выбрано 47 площадок. Из них 22 (48%) магазина не предлагают своим клиентам никаких дополнительных услуг на своём сайте, а 7 (15%) используют для этого специальный раздел.
«По нашему опыту, пользователи примерно в равной степени ожидают увидеть дополнительные услуги, как на карточке, так и в корзине. Важно не прятать область с услугами, так как крупные покупки не самый частый сценарий для некоторых пользователей - они не приучены к тому, что в интернет-магазине кроме физического товара также можно купить и услугу. Но при этом, если, дополнительные услуги оформлены, например, в виде яркого баннера, они будут просто игнорироваться пользователями», - говорит аналитик «Фабрики Юзабилити» Дарья Орлова. Однако, добавляет она, нельзя придумать какой-то универсальный способ отображения области с дополнительными услугами, так как это зависит от общей структуры интерфейса и целевой аудитории сайта и идеально для каждого конкретного случая проводить хотя бы небольшие исследования на пользователях.
Стоит сказать, что в России число магазинов, которые выставляют услуги в корзине примерно равно количеству тех, кто размещает сервисы в карточках.
Отдел | Корзина | Карточка | ||
СИТИЛИНК |
|
1 | 1 | 1 |
М.ВИДЕО |
|
1 | 1 | 0 |
СВЯЗНОЙ |
|
1 | 1 | 0 |
ЭЛЬДОРАДО |
|
1 | 1 | 0 |
ТЕХНОСИЛА |
|
1 | 1 | 1 |
ХОЛОДИЛЬНИК.РУ |
|
1 | 1 | 1 |
МЕДИА МАРКТ |
|
1 | 1 | 0 |
ЕВРОСЕТЬ |
|
1 | 0 | 1 |
DNS |
|
1 | 0 | 0 |
МТС |
|
1 | 1 | 0 |
TECHPORT |
|
1 | 0 | 1 |
ФОТОСКЛАД.РУ |
|
1 | 0 | 1 |
RBT |
|
1 | 1 | 1 |
МЕГАФОН |
|
1 | 0 | 1 |
НОТИК |
|
1 | 0 | 1 |
ИДЕЯ 74 |
|
1 | 1 | 0 |
ТЕХНОСТУДИЯ |
|
1 | 1 | 1 |
11 | 10 |
Никакого общепринятого или хотя бы более-менее популярного способа размещения информации о сервисах не существует. Например, в магазинах сети «Идея 74» (сеть магазинов электроники и бытовой техники, расположенных в Челябинской области) и в уральской же сети РБТ установка кондиционеров предлагается в корзине. Причем оба магазина расположили область выбора нужного сервиса прямо под названием товара слева.
В то же время интернет-магазин Techport предлагает установку кондиционеров пользователю сразу после того, как тот положит товар в корзину, в специальной всплывающей карточке.
Чаще всего в российских интернет-магазинах, входящих в ТОП-100 предлагают услуги к крупной бытовой технике. Это и замена техники, и ремонт её. Кроме того, это почти единственная товарная категория, для которой некоторыми магазинами предусмотрена утилизация. Вот как распределяются представленные в корзинах различных магазинов услуги для разных категорий товаров:
Телевизор | Спутниковая тарелка | Смартфон | Кондиционер/сплит-система | Ноутбук | Стиральная машина | Утюг | Всего | |
Замена техники до истечения срока гарантии | 8 | 1 | 6 | 3 | 6 | 8 | 6 | 38 |
Подключение или установка техники | 5 | 4 | 2 | 7 | - | 9 | 0 | 27 |
Ремонт или замена после окончания срока гарантии | 7 | 1 | 8 | 4 | 6 | 8 | 5 | 39 |
Настройка/обучение при покупке цифровой техники | - | - | 1 | - | 4 | - | - | 5 |
Сборка компьютеров | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 |
Утилизация КБТ | 1 | - | - | 1 | - | 2 | - | 4 |
Наклейка плёнки | - | - | 2 | - | - | - | - | 2 |
Всего | 21 | 6 | 19 | 15 | 17 | 27 | 11 |
Самая распространенная услуга, которую предлагают российские магазины - ремонт или замена после окончания срока гарантии. Впрочем, тут надо оговориться, что в эту категорию мы включали услуги с разными названиями вроде «продлённой гарантии», которые просто предполагают такие ремонт или замену. При этом в целом, рынок склоняется к тому, чтобы представлять услуги непосредственно в корзине или в карточке товара.
Игорь Бахарев, E-pepper.ru
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте