Китай глазами российского логиста

Игорь Бахарев

Недавно логистическая компания МаксиПост приобрела контрольный пакет китайской платформы Guangzhou Hanxuan. Исполнительный директор компании Алексей Прыгин рассказал о своём опыте ведения бизнеса в Китае, об особенностях местного бизнеса, традициях, нравах и привычках.

Приезжая в Китай в первый раз, можно потеряться, как в прямом, так и переносном смысле. Большинство сложностей, которые испытывают российские предприниматели и просто туристы в этой стране, связано с чудовищными культурными различиями наших народов. И чтобы как-то эти трудности минимизировать, нужно просто принять как факт: в Китае все по-другому, все совсем не так, как мы привыкли. Вот только несколько бросающихся в глаза диссонансов.

Другой менталитет

Тебя точно попытаются обмануть в процессе заключения сделки. Причем мы, в силу своего менталитета, воспринимаем это как обман, а китайские товарищи – как способ ведения бизнеса и бизнес-смекалку. Обмануть клиента это не зазорно. Это смекалка, если обманул – ты молодец, ты герой, ты сэкономил себе денег. Они вообще не понимают, что такое «кинуть партнера».

Для них это не плохо, это просто бизнес. А поэтому ухо надо держать востро. Если вы будете торговаться, они наверняка пойдут на снижение цены, но одновременно снизят качество или параметры. Договариваясь о чем-то, надо обязательно осуждать каждую деталь, каждую мелочь. Если ты что-то не оговорил, можешь быть уверенным: именно в этом месте китайцы тут же «проявят смекалку» и сэкономят.

Партнеры рассказали историю про одного нашего соотечественника, который заказывал на китайской фабрике ручки. Он был «стреляный воробей», все нюансы переговоров отлично знал, поэтому зафиксировал все – длину, ширину, цвет, логотип, дизайн и т.д. Получил ручки – все сходится, все сделали, как договаривались. Вот только писали эти ручки минут пять – не больше. То ли чернил не долили, то ли сам стержень бы маленький. На вопрос – как же так, китайцы развели руками: а вы не говорили, сколько должно быть чернил!    

Другие объемы

Мы в России даже отдаленно не можем себе представить масштабы местного ритейла. В 2018 году объем рынка электронной торговли Китая превысил 9 трлн. юаней – это почти 1,3 млрд долларов или половина мирового оборота e-commerce! Оборот магазина в 50 000 посылок в день – это для них мелкий бизнес.

Да, у них народу в стране 1,5 млрд человек – больше, чем во всей Африке. Но дело не только в этом. Есть и другие стимулы. Все эти полтора миллиарда живут в онлайне и общаются через свой мессенджер – wechat. Через него можно оплатить все – от квартиры до лапши у уличного торговца. Даже подаяние можно дать через wechat! При этом все платежи бесплатные. Наличными в основном никто не пользуется, только приезжие.

Сделать покупку в онлайне максимально просто. Наш китайский знакомый однажды по дороге на работу случайно купил себе кроссовки. Пришла реклама на телефон, он нажал, посмотрел, есть ли его размер, у него уточнили адрес – он подтвердил, и все, не успел оглянуться, деньги списались.

Другая логистика

Все предоплачено. Курьер кинул посылку под дверь и ушел. При этом логистика чувствуется везде, на каждом шагу. То там, то здесь снуют курьеры, курьерские машины и мопеды всех видов, мастей и брендов, все время кто-то что-то доставляет, местные «убер», доставка из кафэшек и ресторанов – тысячи на каждом шагу. При этом человек может кинуть мопед с посылками и пойти есть свою лапшу – и никто ничего не возьмет, никто не ворует. 

Я лично наблюдал такую сцену в Шэньчжэне: район высоток и бизнес-центров, все куда-то бегут, торопятся, курьер остановил свой мопед, выложил посылки прямо на обочину и стал их сортировать. Люди обходят его и не обращают внимание. В Москве такое невозможно.  

китайский курьер.jpg

Автоматизация тоже по-другому устроена. Мы ездили в один небольшой по их масштабам сортировочный центр, наблюдали работу сортера. Для его работы нужно всего несколько сотрудников, которые выкладывают посылки на сортировочную ленту. Сортер движется по кругу, считывает штрихкод и распределяет мелкие пакеты в специальные мешки – в зависимости от региона доставки. Сортер работает очень просто и занимает очень мало места. Знаете, сколько эта штука обрабатывает посылок? 8 000 в час на 80 направлений! Если они сделают автоматическую выкладку посылок и заменят нескольких людей на робота (а наверняка они это в самое ближайшее время сделают!), то смогут обрабатывать в 2 и в 3 раза больше. 

В России такой сортер, увы, неприменим, потому что рассчитан на посылки небольшого объема. У нас в России, если человек делает заказ, то набирает обычно по максимуму, чтобы два раза за доставку не платить. Да и сами ритейлеры их к этом стимулируют: купи побольше. В Китае же, как правило, все заказывают всякую мелочь.

Другие законы

Другая страна – другие законы. Здесь нет ничего удивительного. Просто нужно знать какие-то важные для бизнеса нюансы. Если, например, вы живете в достаточном крупном китайском городе и захотите купить машину, то будьте готовы к тому, что любая модель и марка будут стоить на 80% дороже, чем в России. При этом сесть за руль вы сможете только через два года, так что заранее ищите гараж. Два года – это официальный срок, в течение которого нужно ждать госномера. Если хочешь получить раньше – плати, где-то 1 млн. на наши деньги.

Как я понял, со слов местных, это не взятка чиновнику, это официальные государственные расценки. Исключение составляют электромобили. Китайское правительство всячески стимулирует развитие местного автопрома, поэтому, купив китайский электромобиль, номера вы получите сразу, и еще какие-то льготы в придачу.

Оформление договор тоже осуществляется по-другому. Ударив по рукам, вы не сможете подписать договор с заказчиком у него в кабинете. Вам нужно будет обязательно идти к посреднику – что-то типа нашего нотариуса. Это независимая сторона, которая проверяет все нюансы, трактовки, условия и т.д., чтобы впоследствии не было разночтений.

Другая скорость

Рядом с нашей гостиницей был торговой центр. Когда мы зашли в него в первый день, то увидели, что на одной из витрин висит табличка «Тотальная распродажа. Магазин закрывается», внутри копошился народ, раскупал какую-то спортивную одежду. На следующий день в этом помещении уже вовсю шел ремонт – десяток китайцев красили стены, штукатурили потолок и т.д. На третий день вечером мы обнаружили на этом месте новый уже открывшийся магазин с кучей воздушных шариков у входа и надписью: «Добро пожаловать! Мы открылись!». Я думаю, что, если бы в России бизнес делался с такой скоростью, мы бы давно уже все были миллионерами.

Здесь другая скорость жизни и преобразований в принципе. В прошлом году Алибаба превратил 600 бедных деревень Китая в «Деревни Таобао», по сути, сделал и них коммерческие хабы, которые обеспечивают ему логистику. Чтобы стать «Деревней Таобао», населенному пункту требуется обеспечить годовой оборот в сфере электронной торговли в размере более 10 млн юаней ($1,5 млн) и иметь более 100 онлайн-магазинов. Так вот, после старта проекта в начале 2018 года такие вот «бедные деревни» к концу года обеспечили совокупный объем онлайн-торговли в размере в 63 млрд. юаней (это $9 млрд.)! Попробуйте в России из какой-нибудь деревни сделать за один год коммерческий хаб, а всех фермеров превратить в преуспевающих онлайн-ритейлеров!

Так что, если вы еще думаете, пора или не пора выходить за пределы России и начинать торговать на китайском рынке, самое время принять правильное решение!

Материал по теме

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Материал по теме

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

Материал по теме

Китайская грамота: на что обратить внимание при заключении договора на поставку товара с китайской фабрикой

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кроссбордерные посылки застряли на почте

Как сообщают в Федеральной таможенной службе, с 30 апреля наблюдаются задержки в оформлении части международных посылок, доставляемых "Почтой России". Речь идёт о крупных заказах, которые облагаются налогам...

"Самокат" геймифицирует пасху и космос

Онлайн-ритейлер "Самокат" показал сразу два новых онлайн-проекта. В них сервис выстраивает маркетинговые кампании, посвященные освоению космоса и предстоящей пасхе. Так, ритейлер представил новую игр...

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.