Кейс молодого продавца: интернет-магазин мотозапчастей с нуля

Игорь Бахарев

Год назад молодой бизнесмен Артём Пèтрович с друзьями запустили интернет-магазин автозапчастей Adv-shop. Что имелось у ребят? Неплохая офлайновая точка, понимание, что пора идти в онлайн-сегмент и достаточно запала, чтобы начать проект. 

Прошел год. Недавно Артём написал сам себе письмо в прошлое. Об основных успехах, провалах и подводных камнях. Мы думаем, что его опыт поможет другим начинающим предпринимателям. 

"Артём, сейчас осень 2016 года. Ты сидишь на кухне и думаешь, открываться или не открываться. До запуска площадки осталось меньше месяца и ты готов многое отдать за то, чтобы заглянуть в будущее. Ну вот тебе мой подарок. С годовщиной, так сказать.

Прежде всего главное: не бойся. Всё у тебя получится. Надо двигаться и расти. Посуди сам, офлайн-магазин существует уже около десяти лет, всё это время у вас было небольшое помещение в аренде под склад и пункт выдачи заказов и один продавец. Создавать бренд всегда лучше, когда за ним есть реальная история, а у вас с Мишей её достаточно.

Команда. Да, Миша. Миша Сорокин, владелец бизнеса, известный мотопутешественник, у него за спиной масса опыта. Он продавал мотозапчасти по форумам ещё когда многие современные байкеры в школу ходили. Мишу знают все мотопутешественники, у него все всегда продавалось неплохо, и будет продаваться.

Дизайн. Чувак, запомни: не нужно экономить на дизайнере! На старте магазину обязательно нужен хороший логотип. Он будет в интернете, на пакетах, наклейках, скотче и визитках. Очень много где. Оформление сайта может быть шаблонным, потом переделаете, а логотип - нет. Если трудно придумать знак можно отдать написать название сайта каллиграфу, этого будет достаточно.

Впрочем, не бойся, тебе будет проще, все-таки больше десяти лет работал арт-директором и знаешь, как правильно выстроить процесс. Так что у тебя получится хороший стиль.

Ассортимент и учет. Одна проблема: огромный ассортимент. а нормальной системы учета пока нет, поэтому никто, даже сам Миша, не знает, что есть в магазине. Ничего, поверь, это решается. Интернет-магазин предполагает нормальную базу данных.

Смотри, сколько у тебя сейчас товаров? Больше 3000? Будет еще больше, уже сейчас 7500, поэтому понадобится система учета. Вы сидите в “Моём Складе” и в целом, это то, что вам нужно. Открою секрет: мы и сейчас ей пользуемся, так как за год систему не удалось сломать никому из нас, всегда есть бэкапы и история изменений, пока не подводила.

CMS. Здесь крепко подумай и не допусти моих ошибок. На старте я выбирал по принципу "чтобы поддерживала синхронизацию с "Моим Складом"". Смотрел разные, в итоге выбрал "Диафан". И, видимо, был неправ. Синхронизацию она умеет, а много других вещей мне там теперь не нравятся. Например нет нормального импорта-экспорта товаров и откровенно глючный редактор HTML. Но самый большой косяк: она малоизвестная, поэтому разные дополнения и расширения приходится делать через АПИ с участием программиста, а не через виджет самостоятельно. Подумай и реши, стоит ли оно того, все эти косяки отнимают много времени. Да, и придется делать через Яндекс, штатный поиск нормально так и не заработает.

Теперь то после года работы я точно знаю что от ЦМС в первую очередь нужна популярность и нормальный редактор html, а синхронизацию можно и руками написать один раз. Поэтому выбери что-нибудь другое.

Фото товаров. Да, это важный момент, но как правильно это делать я так и не придумал до сих пор. Какие-то детали мы снимали в магазине, что-то отдавали фотографу. При этом еще ни один фотограф не радовался мысли что будет снимать железки на холодном складе. И ни один владелец магазина не любит отдавать пару коробок нужных деталей в сезон на какую-то съемку когда в магазине висит очередь из заказов. Купленный фотобокс с LED подсветкой как-то решает проблему моментальной съемки, фото там получаются вполне ничего после обработки. Но продавцы напрочь отказываются снимать в нем детали при приемке, очень много времени на это уходит.

Подумай про правильное наполнение сайта. 3000 товаров - это проблема. Думаю, ты сам уже понял. :) По каждой карточке нужно было проставить соответствие мотоциклу, добавить фото и отнести в нужную категорию. Этим у нас занимался один основной контент-менеджер на фрилансе. А через три месяца его работы я посчитал, что в таком режиме ему нужно будет еще около года на оставшиеся товары. Так что лучше было бы изначально усилить это направление за счет фрилансеров. И да, учти: люди со стороны не всегда внимательны, а проверять за ними нет времени, тут возможно тебе стоит немного подождать, а то будешь встречать ошибки, как я.

Раскрутка. Внимание! Прочти это и заруби на носу! Совершенно точно не надо было запускать рекламную кампанию к 23 февраля! И очень плохой мыслью было рекламироваться в эдвордсе и директе по ключевику “подарки к 23 февраля" и ждать покупателей. Там стоимость клика такая, что тебе лучше об этом даже не знать. Деньги закончились за пару часов, покупатели не появились. Так что даже не думай!

Потом когда разберешься получше, соберешь все низкочастотные запросы по моделям мотоциклов, сделаешь объявление на каждый запрос, всего больше 50 шт и перенесешь то же самое в Google. Вот тогда система начнет работать, причем денег на это особо не понадобится.

При этом половину клиентов все равно будет приносит бесплатный поиск яндекса и гугла.

SEO. И ещё. Запомни, всех сеошников надо гнать в шею, разговор со всеми ними начинался с обещания золотых гор, но никто не говорил как именно они эти горы будут накидывать. На этом разговор заканчивался.

Я сам до сих пор не верю что есть какие-то невероятные сео способы по привлечению покупателей. Просто делай нормальный сайт, нормальный сервис, держи наличие и не хами клиентам, тогда все будет хорошо.

Отзывы и соцсети. Не трать время на соцсети. Всякие там заказные отзывы, какие-то группы в контакте и тд, все это не имеет смысла. Всё шито белыми нитками и видно сразу. Ведь лучший способ составить мнение о магазине - это прочесть самые плохие отзывы, если там то-то из серии “привезли не вовремя другого цвета” то это не страшно. А если привезли б/у и не вернули деньги то ну нафиг такой магазин.

Поэтому я до сих пор собираю отзывы только через Яндекс Маркет, где они проходят модерацию. И прошу писать все отзывы, даже негативные. Пока почему то плохо не пишут.

Распределение трафика:

Держи, чтобы ты понял сам, куда вкладываться. 45,6% - бесплатный поиск, 20,8% - контекстная реклама, 17,2 - прямые заходы, 12,1% - переходы по ссылкам на сайтах. Как-то так.


Эвенты. Разочарую, выездная торговля на мотофестивалях и слетах так и не принесет тебе ничего. Интернет-магазин за это время все равно больше продавал. Не делай так больше. Зато хорошо помогло в продажах то, что я провел мотослет и одно большое соревнование на 150 участников. Не прямо сразу, а в течение месяца после количество продаж росло.

Общение с покупателями. Обязательно сам иногда работай в магазине в качестве продавца. Это важный момент чтобы не отрываться от реальности. Нужно общаться с покупателями, вот он хочет зеркало за 2 тысячи, а поговоришь с ним, поможешь выбрать зеркало, так он купит еще пару канистр масла и центральную подставку, еще тысяч на 20. Допродажи - это краеугольный камень! Да и настроение лучше становится.

Разработка сайта. Не думай, что сайт - это быстро. На старте составить ТЗ и получить готовый хороший результат невозможно. Сразу закладывайся на долгую работу с командой. За год сайт мы так и не закончили. Мало того, сейчас понятно, что процесс это бесконечный. Постоянно хочется внедрить новые фишки. Так как обычно объем работы неизвестен до ее завершения, то придется научиться доверять подрядчикам. До сих пор цену за доработки я обычно узнаю после внедрения. Сейчас над сайтом постоянно работает дизайнер, программист и контент-менеджер. Я сам веду проект целиком и беру на себя обязанности дизайнера иногда.

Обучение. Обязательно учись и совершенствуйся. Ты пока ничего не знаешь о работе в интернете. Я знаю больше, но всё же. Вебинары, полезные статьи, записи с конференций. Расширить горизонты помогают выставки. Там много людей и информации.

Посещаемость. Ну и вот сухие цифры в остатке после года работы над магазином. То, к чему ты придёшь за год, если будешь работать, как работали мы. В среднем в месяц сайт посещает около 5000 человек. Около сотни заказов в месяц онлайн, то есть конверсия около 2%. Много людей не заказывает на сайте, а только подбирает товары, а приезжают забирать самостоятельно. Повторюсь: работай с допродажами!

Ты всё ещё думаешь, стоит тебе открываться? Не бойся и иди вперёд. И всё будет хорошо! 


Материал по теме

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

Материал по теме

Что не так с приложениями супермаркетов: разбираем 11 ошибок, которые снижают их рейтинг

Материал по теме

Китайская грамота: на что обратить внимание при заключении договора на поставку товара с китайской фабрикой

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

ПВЗ Ozon бунтуют против нового сбора

Сервисный сбор, который с апреля 2024 года вводит Ozon, вызвал необычайный ажиотаж у селлеров и чиновников. Напомним, что из-за нововведения владельцы ПВЗ будут вынуждены отдавать маркетплейсу от 0,1% до 2%...

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Ozon с апреля 2024 года вводит сервисный сбор для партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Цель сбора – привлечение новых клиентов, обеспечение доступных цен и продвижение пунктов выдачи. ...

X5 Group тестирует сервис доставки товаров из зарубежных онлайн-магазинов

X5 Group запустила в пилотном режиме новый сервис 5post.market, который позволяет выкупать и доставлять товары из зарубежных интернет-магазинов. На 5post.market представлена женская, мужская и детска...

Сеть Familia и сервис "Подели" запустили оплату по частям

Сеть магазинов Familia с помощью сервиса "Подели" запустила оплату разделить на четыре равных платежа. В момент покупки с "Подели" клиенту нужно оплатить только 25% стоимости, остальная сумма спишетс...

Lamoda запускает собственные бренды одежды

Lamoda готовится к запуску собственных марок женской и мужской одежды, а также спортивных и детских товаров. Об этом свидетельствуют вакансии менеджеров и разработчиков, опубликованные на HeadHunter. В комп...

Яндекс Еда приходит в Киргизию

Сервис Яндекс Еда начал работу в Бишкеке, столице Киргизии. Теперь жители города могут заказать доставку еды из ресторанов и товаров из магазинов через приложение Yandex Go. Киргизия стала шестой стр...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.