Как заработать на стрессе и что ждать от рынка спиннеров?
Игорь Бахарев
С начала апреля 2017 года набирающая во всем мире мода на развлекательные игрушки спиннеры докатилась и до России. Продажи зашкаливают, гаджет возглавил список поисковых запросов на AliExpress: в мае и июне пользователи искали спиннер более трех миллионов раз, а "патриотические" сайты и телеканалы, забыв про покемонов, открывают пользователям глаза на опасность нового американского устройства. Можно ли сейчас заработать на спиннерах и как долго продержится тренд? Разбирался главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев.
На пике волны
Игрушки в интернете продаются сейчас настолько охотно, что в конце мая Яндекс.Маркет вынужден был даже открыть специальный раздел со спиннерами. Как рассказала E-pepper.ru представитель компании Екатерина Лебедева, за три недели трафик в этой категории вырос в три раза. "Всего пользователи за этот период сделали более 1,5 тыс. заказов на спиннеры в магазинах, а общая стоимость покупок, по нашим оценкам, составила уже около 800 тыс. рублей", - говорит она. Для сравнения: за тот же период трафик в разделе "Головоломки" снизился на 30%.
Магазины пытаются заработать на моде, пока это еще можно.
"Спиннер - новинка для российского рынка. Товар сейчас активно набирает популярность, как среди детей, так и среди взрослых. По статистике Wordstat, количество соответствующих запросов в мае выросло в 10 раз", - рассказывает руководитель товарного направления "Игрушки" сети "Юлмарт" Ксения Костерина.
Среди покупателей "Юлмарта" фиксируется сильный рост интереса к продукту. "В ближайшее время планируем расширить ассортимент до 10-12 наименований стоимостью от 99 до 849 рублей", - сообщает Костерина.
"Связной" уже предлагает спиннеры в нескольких цветовых вариациях - всего 13 решений. Как рассказал представитель компании Сергей Тихонов, спрос на устройства растет последние 2 недели, и сейчас его можно назвать ажиотажным.
"Стоимость устройства в "Связном" невысока - 399 рублей - и многие заказывают его в интернет-магазине компании или покупают в салонах, чтобы попробовать, что это за игрушка. Часть покупателей идет за гаджетами целенаправленно, часть приобретает вместе с новыми смартфонами, планшетами и т.д.", - добавляет Тихонов.
"Мода на спиннеры началась весной этого года, а уже сейчас огромное количество вариаций устройства продают тысячи селлеров на нашей платформе", - отметил директор по развитию бизнеса AliExpress в России Марк Завадский. На китайской площадке сейчас представлены три тыс. продавцов спиннеров, а средняя цена устройства составляет 200-300 руб.
"Бум популярности спиннеров зафиксировали этим летом. У нас на данный момент можно купить пластиковые всех цветов, до конца лета в продаже появятся металлические. Покупает и молодая аудитория, и старшее поколение", - говорят в "Эльдорадо".
"Спиннеры были, все раскупили, появятся в течение недели", - сообщила представитель компании OZON Мария Назамутдинова.
В "Евросети" спиннеры тоже пользуются высоким спросом, причем как в офлайновых магазинах, так и в интернет-магазине. "Первая поставка в начале июня была распродана рекордно быстро. И уже стартуют продажи второй и третьей поставки – в совокупности их количество достигает 50 тысяч штук", - говорит директор департамента закупок "Евросети" Алексей Широков. В сети продаются спиннеры металлические и пластиковые металлизированные, упаковка сделана под заказ.
"Продаем третью неделю. На первой ушло 154 спиннеров суммарно на 87 000 рублей, на второй - 286 штук, на 159 000 рублей. На текущей уже купили 380 игрушек, при том что ещё только четверг. Уверен, что через месяц продажи будут исчисляться тысячами в неделю", - рассказывает директор по маркетингу ОнЛайн Трейд Иван Авдеев.
"Самый высокий ажиотаж вокруг игрушки-антистресс зафиксирован в Крыму. Жители полуострова в 428 раз чаще ищут спиннеры в интернете, согласно данным сервиса сравнения товаров и цен Price.ru. Наименьший прирост по числу запросов пришелся на Северо-Западный федеральный округ - рост в 161 раз", - говорит управляющий директор сервиса сравнения товаров и цен Price.ru Елена Суховей. Минимальная стоимость вертушки в интернет-магазинах страны составляет 99 рублей. Максимальная - 1999 рублей.
Для сравнения: в декабре 2016 года Price.ru зафиксировал 11804 запроса на спиннеры. В январе было уже 66364 запроса. В апреле спиннеры искали 85236 раз, а в мае 2017 года было зафиксировано больше миллиона (1084799) запросов!
Начинать ли торговать сейчас?
Пока еще не поздно вскочить в убегающий поезд и начать торговать спиннерами, считают эксперты, опрошенные E-pepper.ru. По словам Назамутдиновой, OZON сделал заказ на дополнительную поставку в 10 раз превышающую тот объем, что ранее был продан.
Иван Авдеев уверен, что до затухания тренда еще далеко, продажи будут только расти. "Набираемая популярность видна по сотрудникам нашего офиса", - говорит он.
По прогнозам "Юлмарта", интерес к этой товарной категории сохранится, как минимум до новогодних праздников. "Очередной виток придется на начало школьного сезона", - заявляет Костерина.
"Мы ожидаем, что в ближайшие недели спрос на гаджет также будет близок к ажиотажному. После чего мы ожидаем два всплеска интереса к устройствам: в конце августа - начале сентября и ближе к новогодним праздникам, когда игрушку будут приобретать в качестве подарка", - согласен Тихонов.
Согласно
В "Евросети" уверены, что игрушка не выйдет из моды до конца года.
Длина тренда зависит от продавцов, считает eCommerce-эксперт Артем Родин. "Общий спрос будет расти вместе с глубиной проникновения в отдельные категории аудитории, что в руках продавцов. Продавцам будет выгодно вкладываться в продукт или категорию, пока маржа будет позволять зарабатывать", - добавляет он. А марже есть пока куда падать, так как себестоимость этой игрушки довольно низкая.
Риск потерянного хайпа
Мода приходит и уходит. Статистика подтверждает это. Как отмечают аналитики AliExpress, тренды прошлых летних сезонов - "гироскутер" и "дрон" - сейчас не вошли даже в топ-20. Чего уж говорить о модных некогда "мультиварках".
Рынок подарков очень инертен, - рассказывает владелец интернет-магазина подарков www.thepresents.ru, Степан Чельцов. Если кто-то находит товар и умудряется его красиво продвинуть, этот товар засасывается рынком и очень быстро насыщает всех желающих, предупреждает эксперт. А дальше чувство радости пропадает, и оказывается, что ты купил ерунду за дорого, и теперь у тебя дома есть новый хлам, который жалко выбросить.
Белоусов считает, что сейчас уже рискованно водить спиннеры в ассортимент: слишком велик шанс остаться ни с чем. "Это как лотерея", - добавляет он.
"Хайп поднят не в сезон, потому огня не хватит до Нового года, и закупаться смысла не вижу, если есть сомнения", - согласен Чельцов. При этом если знать свою аудиторию и вложиться в маркетинг, то продать можно все и очень быстро.
"Мне подарили крутой спиннер, дорогой, металлический с отливкой. И я не понял его функциональной пользы, как в сравнении с Йо-йо и прочими игрушками для рук. И видел простейшие дешевые спинеры, ими просто иногда балуются взрослые и фантазируют дети. Может эта ЦА и сработает", - считает Чельцов.
Эксперт приводит кейс магазина "Дикси", который в 2016 году запустил в офлайне акцию "Прилипалы". "Отличная дешевая ерунда, которая подняла средний чек в магазинах. Но реакция рынка была ответной - "Прилипал" начали покупать на Алиэкспрессе на вес в полном наборе коллекций. "Дикси" закончили акцию, и хайп ушел. Больше такие штуки не сработают в ближайшие 3-5 лет", - говорит Чельцов.
Так или иначе, возможно стоит ждать и других товаров категории "чем занять руки кроме смартфона" на рынке. Кроме самих спиннеров и фитжет-кубов (коробочки с кнопками, на которые можно нажимать для снятия стресса), были и другие товары сегмента. "Это не принципиально новая категория. Были же "йо-йо", хэндгам, "пружинка". Это продолжение темы", - объясняет Белоусов.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте