Как российский eCommerce справляется с дефицитом персонала в логистике

Игорь Бахарев

Более 65% опрошенных российских компаний сообщают о дефиците операционного персонала для склада, в том числе на фоне увеличения товарооборота. Наиболее острая ситуация наблюдается с комплектовщиками и кладовщиками. Такие данные содержатся в результатах опроса ритейлеров, поставщиков и производителей, который провела консалтинговая компания КСЛ.

Опрос проводился среди более 450 компаний. Из числа респондентов в сфере ритейла 70,6% отметили, что товарооборот за последнее время увеличился. Для логистики это означает, как правило, пропорциональное увеличение ресурсов, в том числе персонала, на обработку товаропотоков.

В eСommerce о росте заявили 76% участников опроса, 8% сообщили о падении. Рост в дистрибьюции у 66,6%, о падении сообщили 23,7%. 60% респондентов из сырьевого и обрабатывающего промышленного производства также сообщили о росте, о падении - 15%. В производстве о росте сообщили 73,2% опрошенных и 15,4% - о падении; примерно такая же ситуация в 3PL: 73,8% заявили о росте и 13,9% - о падение товарооборота.

При этом у компаний, работающих на всей территории России, рост товарооборота оказался слабее, чем у тех, кто сфокусировался на отдельных регионах. Компании, у которых в этом году снизился товарооборот, считают, что падение в 2024-м будет не таким значительным.

Вместе с тем у 88% респондентов за последние полгода потребность в складах не изменилась, и только у 8,5% выросла. Примерно аналогичная ситуация с прогнозом на ближайшие полгода: у 82% респондентов потребность в складах не изменится, у 8% заложен рост, и у 10% - сокращение складских площадей.

Кадровый вопрос

Таким образом, ситуация на рынке способна лишь увеличить дефицит кадров до критических максимумов, при которых возникает угроза развитию и стабильному существованию бизнеса. Так, уже сейчас у 68,1% респондентов потребность в кадрах увеличилась. В лидерах роста потребности в персонале оказалась промышленность - 77,8%, eСommerce и 3PL - по 75% респондентов. Самая большая доля, у кого она не изменилась - компании до 100 человек.

О постоянном дефиците операционного персонала для склада заявили 65% респондентов - у них штат не заполнен на протяжении двух и более месяцев. Наибольшие проблемы с кадрами существуют в ритейле, у крупных компаний и тех, кто резко увеличил товарооборот. Лучше всего с дефицитом справляются логистические операторы.

Наиболее острый дефицит у компаний по комплектовщикам (23%) и кладовщикам (18%). Этот пункт отметили практически все крупные компании. Максимальная нехватка комплектовщиков в eСommerce. Дефицит персонала в меньшей степени зафиксирован у компаний с более высоким уровнем заработной платы. Так, результаты опроса показывают, что компании готовы повышать зарплаты сотрудникам, чтобы избавиться от кадрового голода. Речь идет увеличении заработной платы на 50-80% от среднерыночного показателя. При этом повышение на уровне 10-20% не приносит положительного результата.

Высокий уровень зарплат в отрасли наблюдается у складских сотрудников в крупных предприятиях и e-commerce, наименьший - у логистических операторов и на производстве. Средняя заработная плата складских сотрудников в стране преимущественно находится в диапазоне 40-50 тыс. и 50-60 тыс. руб. по 24% соответственно. Эти данные развенчивают миф о том, уровень заработной платы операционного персонала на складах сегодня превысил 100 тыс. руб. Таких компаний-респондентов оказался 1%.

Вместе с тем компании, которые не выбрали для себя путь кардинального повышения заработной платы для борьбы с дефицитом персонала, решили сосредоточиться на автоматизации своих процессов. 30,2% готовы внедрять сортировочные системы, 25,8% -напольную роботизацию, 24% - конвейеры и 20% собираются внедрять роботов-штабелеров. Такие технологии в большей степени готовы внедрять крупные компании, работающие по всей стране.

"В логистике доля выполняемых сотрудниками рутинных операций - одна из самых высоких по сравнению с другими индустриями и сегментами бизнеса. Часто она может превосходить даже загруженность персонала в производственных процессах. При этом дефицит операционного персонала в логистике стал постоянной проблемой с 2020 года. Макроданные о демографии в стране, структурные изменения в экономике и массовый отток персонала в страны Центральной Азии, уровень доходов в которых операционного персонала приблизился к российскому, позволяют сделать прогноз о том, что сложившийся в этом году дефицит - это лишь начало тренда, который может привести к остановке темпов роста как отдельных предприятий, так и целых индустрий", - уверен руководитель исследования, доктор технических наук, исполнительный директор консалтинговой компании "КСЛ" Василий Демин.


Материал по теме

Яндекс расширил зону доставки роботами в Москве

Материал по теме

Бесплатная доставка ВкусВилл стала в 2 раза быстрее

Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как рекламировать интернет-магазин и откуда брать лиды?

22 мая в 10:30(МСК) Calltouch и МТС OMNICHANNEL проводят Callday.Ecom – конференцию о привлечении, конверсии и аналитике для маркетологов в электронной торговле.  На мероприятии обсудим, как реагировать на...

Shein готов к выходу на лондонскую биржу

Китайский онлайн-ретейлер Shein активизировал подготовку к первичному размещению акций (IPO) в Лондоне. Как сообщает Reuters, решение о переносе листинга с Нью-Йоркской биржи на Лондонскую связано с нормати...

Интернет-торговля в первом квартале 2024 года: аналитика АКИТ

Объем российской интернет-торговли в первом квартале 2024 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн рублей. Почти 97% всех покупок приходится на российские компании...

Ozon получит несколько крупных складов в России

Компания Central Properties и девелоперская группа "МБМ" заключили соглашение о строительстве складских комплексов класса А. Арендатором комплексов станет маркетплейс Ozon.  Первый объект в рамках ма...

Селлерам Авито разрешили оставлять отзывы на покупателей

Платформа Авито дала возможность продавцам категории "Товары" оставлять отзывы на покупателей. Это нововведение призвано повысить уровень доверия и безопасности на платформе, а также сделать онлайн-покупки ...

Кейс Turbotarget и Shopping Live: как повысить узнаваемость бренда и увеличить число заказов с помощью brandformance-стратегии

О том, как работает сочетание контекстного таргетинга с динамическим ретаргетингом, — читайте в кейсе Бориса Николаенко, руководителя Turbotarget.  Задачи Shopping Live – большая площадка, на котор...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.