Как не нужно делать Ecommerce (на примере №1 екома России)

Игорь Бахарев

Дизайнер Андрей Якушев написал решил купить себе кроссовки на сайте Wildberries. Не получилось. Тогда он заказал их в другом магазине, а по результатам своих мытарств написал забавную колонку, в котором разобрал многочисленные недостатки самого крупного интернет-магазина России. Читайте!  

 

Wildberries - номер 1 eCommerce-проект в России с почти ~110 000 заказов в день (Lamoda, следующий в рейтинге магазин одежды, имеет в 10 раз меньше). Сам работая в eCommerce не раз продавал дизайн решения, мол вон, у Wildberries так, можно делать, работает! И дальше особо не вглядывался. Номер один -  авторитет.

На днях решил купить себе кофту с замком и спортивные кроссовки. То что визуально сайт выглядит не ухоженно, списывал на доступность интерфейса для всех групп населения и сложность изменения в больших проектах, плюс радикальные изменения дизайна могут прибивать конверсию на какое то время. Но нет. После попытки воспользоваться их интерфейсом понял, что все гораздо хуже и глубже. Систематически плохо везде. И единственное простое объяснение которое я вижу, что интерфейсных дизайнеров к интерфейсу у них не подпускают. Итак, оценка интерфейса https://wildberries.ru/ методом здравого смысла.

Информационная архитектура

Главная страница с телефона

Хотим купить кроссовки. Мужские. Нам подходят разделы мужчинам и обувь. Но иконка у обуви - женская. Давайте попробуем раздел «Мужчинам». И так, мужчинам - фильтры - … А там пусто. Нету сортировки по типу? И куда тут? Где найти мужскую обувь?

Окей, нужно было идти в обувь. Идем в обувь, но и там нет кроссовок, пытаемся это отфильтровать и … нельзя. Что делать? Куда идти? Где мне найти мои кроссовки?

Правильный ответ - идти в гамбургер. Но все же вы знаете проблемы гамбургера? Но все что было в гамбургере, останется в гамбургере (на мобилках в него просто не кликают, рекомендуется выносить все важное из него на видное место). Иконку гамбурга люди не понимают и делать его основным кейсом навигации - странно. О том как решить проблему навигации можно посмотреть на сайте ламоды. (вообще решение любой нижеописанной проблемы, вы можете посмотреть на сайте Lamoda, они красавчики в плане интерфейса)

Регистрация

 

Что мы знаем про формы?

  • Каждый новый инпут в форме увеличивает процент отказов на странице. Чем меньше инпутов, тем лучше.
  • Формы в одну колонку заполняются проще, чем в две (Но если форма умеренных размеров, то для экономии места норм)
  • Спрашивать только обязательные поля. Звездочку обязательных полей можно не ставить и просто все не обязательные поля выпиливать.

Как можно увидеть, ничего из этого в Wildberries не используется, ко всему этому: 

  • Валидация только на русский язык в имени (отсекаем всех экспатов)
  • Перемещение по форме табами сначала идет слева направо, а на пароле сверху вниз
  • Регистрация через социалки не влезла в первый экран и находится под основной формой. Я всегда был уверен что это приоритетный вариант, т.к. мы получаем больше информации о пользователе, которую можно использовать в маркетинговых целях и пользователю не нужно заполнять тысячу форм. Но нет, пользователь Wildberries должен страдать.

 

Подтверждение номера телефона. Вводим номер, нажимаем кнопку отправить и ждем: 

  • Текст успешной отправки выглядит как ошибка
  • Видно что люди не дожидаются смс и хотят еще, поэтому дописали текст про задержку (шрифтом на два пункта меньше).

Можно было просто написать что код отправлен и смс придет в течении 5 минут подождите. Таймер на худой конец поставить. Ну в общем можно придумать тысячу более лучших решений и текстов.

В моем случае, смс ни пришло совсем, а следующее отправить мне не удалось. Решил повторить на следующий день и примерно через 12 часов я все еще видел сообщение, что исчерпал смс-сообщения. Такой день. Зарегистрироваться мне так и не получилось. Вопрос где выбирать: на Lamoda или Wildberries решился сам по себе.

 

Инпут выбора даты рождения, конечно же, сделан по всем канонам плохого календаря для выбора даты рождения. Конечно же, не дает возможности ввести в него свою дату рождения по маске. Нужно кликнуть в календарь, потом нужно кликать в год и месяц и выбирать все из выпадающего списка. В общем все плохо в каждой детали.

 

Умные Defaults

Слева - дефолтный вью фильтра размер в разделе «Мужская обувь» (не "детская", "юношеская" и т.д., а мужская). 

Первыми в мужской обуви идут, конечно же, размеры 20–30. Окей. Ищем мой 42. Он почему-то идет не по порядку. Ну как так?

Далее можно открыть фильтр с составом и увидеть там 100 разных свойств, в которых ни один человек не сориентируется.

Да, просто так у них забито в базе и они это вываливают на вас, а вы сами разберетесь. (Расскажу по секрету, множество одинаковых для юзера свойств можно объединять в одно на фронте и упрощать жизнь людям).


 

Продуктовые фото

 

Угадайте где вайлдберес, а где ламода? Ну вы поняли. Фото важны. Фото - ключевой фактор по которому выбирают одежду. (Подскажу: первый - Wildberries, второй - Lamoda)

Обратная связь

 

На секунду может показаться, что сайт выглядит так, потому что оптимизирован под быстроту загрузки и для доступности в на любом интернете. Но нет. Ограничиваем скорость интернета. Пытаемся купить, ничего не происходит, переходим в корзину, получаем несколько одинаковых товаров, потому что в момент тупки судорожно нажимали в кнопку, думая что она не работает.

Закон Фиттса

 

«Чем дольше или точнее выполняется движение, тем больше коррекции необходимо для его выполнения, и для этой коррекции требуется время» В общем в небольшую цель, окруженную врагами сложнее попасть, чем в одну большую, стоящую одиноко. (Нужно больше времени и когнитивных усилий).

Доскролив каталог вниз, логичным действием является следующая страница. Здесь за это отвечает маленькая стрелочка, в которую реально нужно прицеливаться.

Черные паттерны

  

Видите эти три точки в мобильной корзине? Нажав на них, мы увидим выбор из единственного пункта «Удалить». Логично же показать его сразу в корзине? Совпадение? С одной стороны не думаю, а с другой видя все раздолбайство интерфейса сайта, вполне может быть. Отвечу Аланом Купером:

 

Don’t be a jerk, guys!

Теория близости

"Лето 18" - это к первому или ко второму скриншоту? А какая впрочем уже разница. А еще обратите внимание на переключение сетки каталога. Там отображается не следующий тип сетки, который включится, а текущий. Великий рандом.

Все подряд

    

Смотрим на иконку шаринга слева, потом на иконку шаринга по центру и на кнопку «показать все» там же, а далее обратите внимание на падниги у сердечка справа (первый и последний скриншоты)

Корзина

Как вы думаете, что значит иконка «обновить» в корзине? Правильно, изменение размера товара, а не пересчет корзины, как вы могли подумать!

 

 

   Страница доставки

Давайте проверим доставку по своему адресу. Слева прекрасный автосаджест адреса, в котором нет ховеров и отступов. Далее если мы выбрали Москву, то единственная улица - Без улицы. А выбрав улицу без улицы, получаем пустой список «Дом, строение» и следовательно ошибку валидации формы и не можем ничего найти. 

Это честно так работает. Это Москва!

Мобильное приложение

Заметил, что у них есть мобильное приложение, подумал может там дизайнеры оторвались и сделали все хорошо? Но увидев на странице аппстора этот отзыв, поленился ставить

 

Да ты ничего не понимаешь

 -  Дизайнеры как понарисуют, а у нас воронка просаживается!

 -  У них там все на метриках и все четенько оттестированно, ты ничего не понимаешь!

 -  Это стиль такой, ближе к народу, обычным людям это нравится и выглядит дешевле, ты ничего не понимаешь, он продает!

 -  Они номер один в рунете, а ты кто такой? И вообще не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале!

Почему все так плохо?

Думаю объяснение самое простое: сайт был создан сто лет назад, ребята удачно вложились в ассортимент, маркетинг, дистрибуцию, это выстрелило. Профит, в айти можно не вкладываться. В общем более высокоуровневые потребности побеждают дизайн(сорян дизайнеры). Люди будут страдать, но выбирать из n-раз большего каталога и бесплатной доставки в любую точку России. Ну и кажется дизайном рулит маркетинг, а не здравый смысл. Честно сказать мне жалко дизайнера кто там работает. Вроде бы работаешь в компании номер один на рынке, видишь тысячи косяков на сайте, а сделать ничего не можешь (БЕГN).

А где хорошо?

Два первых места в мировом топе вполне достойны по интерфейсам (и, кстати, оба на реакте):

1. http://www.zalando.com/

2. http://www.asos.com/

Ну и в рунете https://www.lamoda.ru/ которая занимает справедливое второе место в екомерсе одежды рунета с отлично проработанным интерфейсом и очень грамотным маркетингом (реально догоняют очень грамотным таргетингом меня по всему интернету и я даже ведусь!)
Материал по теме

WildBerries тестирует программу лояльности для селлеров?

Материал по теме

Wildberries и Ozon сравнялись по охвату

Материал по теме

Wildberries меняет правила для владельцев ПВЗ: еженедельные выплаты под угрозой

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Крупные банки требуют ужесточить контроль над маркетплейсами

Крупные российские банки - ВТБ и Промсвязьбанк - выразили обеспокоенность отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги на своих платформах. "Для своих эк...

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

По итогам 2023 года количество аптечных организаций в России достигло почти 79 тыс, сообщают эксперты агентства DSM Group. Для сравнения: в 2009 году их было порядка 50-51 тысяч. Год прошел под знаком ужесточен...

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Средний чек в интернет-магазинах в 2023 году почти вдвое превысил аналогичный показатель в традиционной рознице. Это следует из исследования СберАналитики, изучившего расходы россиян в офлайн- и онлайн-сегм...

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Онлайн-сервис здорового питания Level Kitchen запускает сеть фирменных мобильных кафе. Первое кафе уже отправилось в Ростов-на-Дону, где пройдет этап Russian Drift Series (RDS). В дальнейшем сеть планируетс...

Мегамаркет начал продажу золотых слитков

Мегамаркет, один из крупнейших онлайн-ритейлеров России, рад представить своим покупателям эксклюзивную коллекцию золотых сувенирных слитков. Коллекция, ограниченная 160 экземплярами, включает в себя...

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Уход с российского рынка западных IT-гигантов обнажил острую проблему импортозамещения ПО в области управления данными. Сегодня бесперебойная работа бизнес-процессов и независимость от иностранных поставщико...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.