Как малому бизнесу в eCommerce стать конкурентоспособным на международном рынке

Игорь Бахарев

Малый и средний бизнес играет важнейшую роль в мировой экономике. В России существует около 6 миллионов таких предприятий, и их доля в ВВП страны составляет 20%. Однако сейчас в ретейле и интернет-коммерции происходит укрупнение рынка: малые предприятия закрываются, не выдержав конкуренции с крупными игроками. Этот тренд существует по всему миру, в том числе и в России, где он начался в 2011-2012 гг.

По данным института «Центр развития» Высшей школы экономики, наиболее активно растут большие интернет-магазины, а крупные офлайн-ритейлеры, которые в условиях кризиса начали развивать электронные каналы продаж как менее затратные, вытесняют маленьких игроков. Свою роль также играет эффект масштаба – конкурентное преимущество крупных компаний за счет больших объемов их деятельности (например, количества выпускаемой продукции) – который достигается в том числе с помощью сложных технологический решений, недоступных большинству маленьких компаний.

Однако именно малый и средний бизнес является движущей силой мировой экономики: способствуют развитию инноваций, созданию новых рабочих мест и увеличению доли среднего класса. Совместные усилия государства, бизнеса, некоммерческих организаций могут сделать более доступными инструменты, которые позволят малым и средним компаниям оставаться конкурентоспособными на международном рынке. Расскажем о тех, которые мы считаем особенно важными.

1. Мобильные технологии

Мобильные технологии стремительно набирают популярность, а потребители по всему миру все чаще используют мобильные устройства для покупок. Например, только за последний год объем мобильных платежей через PayPal вырос на 54% и составил почти 40 млрд долл. (к третьему кварталу 2017-го). С первого квартала 2017 г. Россия укрепляет свои позиции на рынке мобильных платежей и теперь занимает четырнадцатое место по числу пользователей, совершивших первую транзакцию с PayPal именно через мобильное устройство. Рост популярности смартфонов ведет также к повсеместному проникновению мобильного интернета. Эта тенденция будет только усиливаться , и она уже меняет то, как мы продаем и покупаем товары и услуги. По данным ежегодного исследования PayPal и агентства Data Insight, в 2017-м году каждая пятая покупка в интернет-магазинах оплачивалась с помощью смартфона, а среди молодых людей в возрасте до 25 лет телефон уже стал самым популярным устройством для онлайн-шопинга.

Мобильные технологии открывают новые возможности для бизнеса и потребителей, но также способствуют усилению позиций крупных игроков: у маленьких компаний часто просто нет ресурсов для того, чтобы создавать собственные удобные технологические решения для клиентов. Новые технологии, например, виртуальная и дополненная реальность, появляются постоянно, и укрупнение в интернет-коммерции будет набирать обороты.

Такие компании, как PayPal и Facebook, объединяют свои усилия, чтобы создать возможности для развития цифровой коммерции на новых платформах, например, в социальных сетях: с октября 2017 года жители США могут отправлять и запрашивать деньги через Facebook Messenger с помощью своих аккаунтов PayPal. Еще один инструмент, PayPal.me, позволяет индивидуальным предпринимателям и бизнесу создать страницу для получения платежей от клиентов – благодаря этому не обязательно иметь свой собственный сайт.

Такие решения открывают двери для возможностей работы с потребителями по всему миру даже самым маленьким компаниям, что очень важно в условиях глобализации.

2. Доступное финансирование для малого бизнеса

После мирового экономического кризиса 2008 года и валютного кризиса в России 2014-2015 гг., банки сократили количество и размер кредитов, предоставляемых малому и среднему бизнесу, что еще больше усложнило для предпринимателей запуск, рост и масштабирование компаний. Кроме того, исследования показывают , что сокращение кредитования может способствовать дальнейшему укрупнению и усилению позиций гигантов рынка. В то же время достижения в области технологий и big data, а также новые способы оценки кредитоспособности сделали предоставление финансирования предприятиям более легким, безопасным и рентабельным для государственного и частного секторов – и даже частных лиц.

Государство предпринимает шаги навстречу бизнесу – так, в январе правительство утвердило правила субсидирования кредитов под 6.5% для малого бизнеса. На арене появляются и новые игроки: финтех-компании, часто в партнерстве с банками, начинают активней финансировать малые предприятия. Некоммерческие организации, такие как Kiva , помогают предпринимателям в разных странах мира получать микрокредиты на развитие бизнеса. Тем не менее, российские предприниматели по-прежнему отмечают , что получить кредит очень сложно.

3. Выход на международные рынки

Сегодня компании, которые не присутствуют в интернете, могут охватить лишь ограниченное число потенциальных покупателей. Вместе с тем исследования показывают, что люди все чаще покупают товары в зарубежных интернет-магазинах. Согласно данным совместного исследования PayPal и Data Insight, 45% активных интернет-пользователей за последние 12 месяцев хотя бы раз заказывали за границей. По данным Forrester, глобальный рынок трансграничной торговли составит 20% от общего объема электронной коммерции в течение ближайших пяти лет.

Несмотря на это, по данным Всемирного банка, лишь около 9% малых предприятий и 16% средних предприятий в странах с низким уровнем дохода продают через интернет. Даже в странах с уровнем дохода выше среднего менее 30% малого бизнеса продает продают свои товары и услуги в интернете. В 2016 году PayPal и Data Insight провели исследование среди 2700 российских компаний, которые продают товары за рубеж. Главными проблемами выхода на международный рынок предприниматели считают сложности с логистикой (31%) и языковой барьер (27%). Тем не менее, 93% компаний видят перспективу в продолжении работы на зарубежных рынках.

Для многих российских компаний, заказы из-за рубежа приносят существенную часть бизнеса. Например, у компании Kokosina, которая производит сумки и аксессуары ручной работы, зарубежные продажи составляют примерно 20% от общего объема. У «Миламиры», российской марки свадебных платьев, из-за рубежа приходят примерно 65% заказов. С выходом на международный рынок в компании практически перестали замечать сезонность продукции: 

«Когда у нас зима, в Австралии — лето. А многие невесты из США предпочитают готовиться к свадьбе за полтора года и как раз зимой выбирают себе платья. Так что теперь у нас всегда горячий сезон», — рассказывает основатель «Миламиры» Ирина Баранова.

Clip2net_180219173636.png

Мастерская «Миламиры»

Малым предприятиям нужны digital-инструменты, которые открывают доступ к клиентам со всего мира. Многие из них – финансовые, технологические и логистические – существуют уже сегодня, но не все они доступны маленьким игрокам. Государственный сектор и отраслевые объединения могут проводить образовательную работу среди предпринимателей, рассказывать о том, что бизнесу важно присутствовать в интернете и продавать товары за рубеж. Компании, которым нужны инвестиции, импакт-инвесторы и финтех-компании могут объединяться, чтобы создавать доступные технологические и финансовые инструменты. Это поможет развить торговлю миллионам малых и средних предприятий, которые способствуют росту экономики и создают рабочие места.

У нас есть возможность построить более активную и разнообразную бизнес-среду – такую, которая будет вдохновлять людей на открытие своего дела и поддерживать малые предприятия по мере их роста. Благодаря сотрудничеству между правительствами, некоммерческими организациями, бизнесом и исследовательскими центрами мы можем демократизировать доступ к большим возможностям мобильной и онлайн коммерции и снабдить малые и средние предприятия инструментами, необходимыми для конкурирования на мировом рынке.

Текст написан по материалам, предоставленным компанией PayPal

Материал по теме

WEE выведет российские бренды и товары в ОАЭ

Материал по теме

Доставка кофе с препятствиями: как онлайн-магазин кофе внедрял доставку в соседние страны

Материал по теме

Онлайн-продажи в Европе: аналитика PayPal

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Аналитики Data Insight представили полную версию "Рейтинга крупнейших российских интернет-магазинов Топ-100 2023". Рейтинг традиционно учитывает онлайн-продажи российских компаний. При этом учитываются толь...

Почему опасно делать маркетплейсы единственным источником продаж

Антон Макаров, руководитель компании Creonit, рассказывает, как маркетплейсы завоевали рыночную власть и почему может быть опасно вести торговлю только на этих площадках.   Маркетплейсы покоряют e-commer...

Wildberries вслед за конкурентами запустил продажу автомобилей

С 18 апреля Wildberries запускает продажу автомобилей на своей онлайн-платформе. Первым партнером маркетплейса стал китайский автопроизводитель Chery. На первом этапе автомобили будут доступны для жителей М...

"Кухня на районе" напомнит клиентам об обеде

Сервис доставки еды "Кухня на районе" запустила чат-бота, который напомнит о приеме пищи. Идея очень проста - в череде рабочих и бытовых дел люди часто забывают о самом главном, а именно дать энергию своему...

Авито запускает программу выкупа планшетов у частных продавцов

С помощью сервиса пользователи смогут быстро и безопасно продать свой планшет партнеру Авито, не прикладывая усилий для общения с потенциальными покупателями и самостоятельной продажи товара. После подачи ч...

Крупные банки требуют ужесточить контроль над маркетплейсами

Крупные российские банки - ВТБ и Промсвязьбанк - выразили обеспокоенность отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги на своих платформах. "Для своих эк...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.