Как дефицит курьеров меняет рынок доставки

Игорь Бахарев

Нет такой отрасли экономики, которая не ощутила бы на себе влияние пандемии, а некоторые и вовсе подверглись системной трансформации. Один из характерных примеров - рынок доставки. По данным SuperJob, в январе 2021 года спрос на курьеров вырос почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, при этом средняя зарплата курьера за год увеличилась на 40-60 %, а в некоторых случаях - более чем вдвое. Профессия, которая в недалёком прошлом рассматривалась исключительно как вариант подработки, сегодня становится одной из самых популярных, а логистическим компаниям приходится полностью перестраивать свою работу на изменившемся рынке. 

"В течение всего прошлого года объём интернет-заказов и потребность в курьерах росли, тогда как трудовая миграция на определённом этапе остановилась практически полностью. В этих условиях возник острый дефицит линейного персонала, и зарплаты курьеров стали расти. В то же время стало больше и требовательных клиентов, для которых своевременность доставки и качество оказания услуг стали определяющими факторами лояльности по отношению к службам доставки", - рассказывает руководитель HR-департамента компании "Курьер Сервис Экспресс" Галина Кезикова.

В результате конкуренция на рынке только обострялась, поэтому растущие затраты, включая расходы на оплату труда курьеров, полностью легли на плечи логистических компаний. Сохранение рентабельности потребовало трансформации практически всех бизнес-процессов

В частности, серьёзные изменения произошли в практике подбора и найма линейного персонала. Сегодня в этой сфере активно используются новые технологии и digital-инструменты, к примеру чат-боты, поиск в соцсетях, различные реферальные программы: в сферу HR пришли технологии, которые прежде использовались исключительно для привлечения клиентов.

Одновременно логистические компании расширяют воронку поиска персонала. Так, сегодня можно найти объявления о найме курьеров в возрасте от 16 до 60 лет. Многие работодатели охотно приглашают соискателей без опыта и обучают их. Нередко подбор персонала ориентирован на тех, кто ищет работу на смежных рынках. К работе в доставке активно привлекаются учащиеся и студенты, которым предлагают особые условия занятости и гибкий график. Многие работодатели предпочли полностью отдать подбор персонала на аутсорсинг. Об этом, в частности, говорит характерный для последнего времени рост числа агентств, специализирующихся на найме линейного персонала.

Как отмечает Кезикова, одной из наиболее сложных задач на изменившемся рынке стало поддержание высокого качества услуг, то есть мотивация курьеров в условиях кадрового дефицита.

"Сейчас нередко можно услышать, что службы доставки стали более лояльны к своим курьерам, чем к клиентам. Однако это совсем не так. На самом деле требования к персоналу не изменились и даже выросли, но при этом улучшилась и мотивация", - поясняет эксперт.

Например, логист разделил зарплату курьеров на фиксированную и переменную составляющие. Премиальные напрямую зависят от качества работы, действует индексация и гибкая система KPI. В результате сформировалась прозрачная система начислений, сотрудники видят ежедневное изменение своего дохода.

Изменения коснулись и работы службы качества. Сейчас каждое обращение клиента прорабатывается индивидуально и рассматривается как элемент непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Многие компании пошли ещё дальше и активно тестируют новые технологии, вплоть до использования роботов-доставщиков.

Можно сказать, что для логистики пандемия стала не только серьёзным испытанием, но и способствовала качественному перерождению отрасли, обеспечив её устойчивое развитие на годы вперёд.

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Материал по теме

Почта России кратно увеличила объём услуг для рынка eСommerce в логистических центрах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Готовая еда все больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что делает потенциал рынка огромным. К такому выводу пришли участники первой конференции для производителей готовой еды и полуфабрик...

Приглашаем на UPGRADE Retail Весна 2024

3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь с новыми партнерами на UPGRADE Retail Ве...

Банк Русский Стандарт: 66% покупок россиян приходится на офлайн

Банк Русский Стандарт изучил особенности покупательской активности россиян в первом квартале 2024 года. По данным эквайринговой сети банка (одна из крупнейших по величине в России), средний чек покупки в оф...

Ozon дал селлерам возможность продавать свежие продукты

Маркетплейс запускает новое направление продаж — теперь любой предприниматель сможет продавать свежие продукты через Ozon. На витрине площадки появятся овощи, мясо, рыба, выпечка и кулинария от продавцов маркет...

"Мегамаркет" займет освободившиеся площади IKEA в ТЦ "Мега"

МегаМаркет, маркетплейс Сбера, станет новым арендатором 400 тыс. кв. м. площадей в 14 торговых центрах "Мега" в 11 регионах России. Сделка позволит Газпромбанку, выкупившему эти площади после ухода IKEA, ре...

13% пользователей отказываются от входа в интернет-магазин при сложных требованиях к паролю

Эксперты IT-компании edna проанализировали способы, с помощью которых российские покупатели идентифицируются в онлайн-магазинах и рассказали, какая авторизация безопасна и удобна пользователям. С 1 д...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.