Как будет развиваться онлайн-торговля лекарствами в ближайшие годы: мнения экспертов

Игорь Бахарев

Рынок онлайн-торговли лекарствами на сегодняшний день представлен как традиционными игроками фармацевтического рынка, так и новыми платформами из других сфер. Коммерческий директор ЦВ "Протек" Борис Попов убеждён, что в ближайшие 2 года в eСommerce будет идти ожесточенная конкуренция, но в итоге оформятся два явных лидера. Такое заявление эксперт сделал, выступая на XVI Аптечном саммите "Эффективное управление аптечной сетью" 12 марта.

По его словам, трансформация отрасли в направлении цифровизации необратима, во многом это обусловлено сменой поколений и изменением покупательского поведения. Трамплином стала пандемия, но и ранее наблюдался значительный процент прироста еСommerce год от года.

"Сегодня классическая фармацевтическая розница в онлайн-сегменте предлагает не весь спектр услуг, необходимых покупателю, оставляя пространство для роста крупных IT-платформ с широким набором сервисов в онлайне. Наша задача - задача традиционных участников фармрынка заключается в том, чтобы максимально быстро переосмыслить свои подходы к взаимодействию с клиентом в онлайне", - пояснил Попов.

Постепенно границы между площадками стираются. Пока что на рынке есть разнообразие: один ресурс предлагает вывоз заказа из аптек, другой внедрил доставку, третий выступает в роли агрегатора. В ближайшие несколько лет, уверен Попов, все будут оказывать одни и те же услуги - те, которые выберет покупатель. При этом если сервис борется за покупателя, он постарается как можно шире охватить запросы клиентов. Эксперт привел в пример сервис "ЗдравСити", который развивается в b2b, но понимает необходимость в сегменте b2c. Доля доставки в обороте "ЗдравСити" - уже около 10 % от общего оборота ресурса по Москве.

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин напоминает, что говоря о рынке продаж аптечных товаров, нельзя не учитывать важную роль государства, которое контролирует не только сертификацию, дотации, планирование, производство, но также и процедуру выписки рецептурных лекарств (половина рынка). 

По мнению Вирина, в текущей схеме, с учетом существующих особенностей рынка, нам сейчас важно, что на рынке есть как минимум три принципиально разных бизнес-модели: 
1. аптечный ассортимент (но не лекарственный или совсем базовый лекарственный) на платформе универсальных интернет-магазинов  
2. аптечный ассортимент через агрегаторы или собственные сайты с самовывозом из аптечных пунктов 
3. аптечный ассортимент из дарксторов или аптек курьерами 
Эти бизнес-модели работают в разных ситуациях, для разных целевых групп, а следовательно, в каждой из них - как минимум один свой лидер. 
"Завтра, с появлением электронного рецепта, регламента продаж аптечного ассортимента на маркетплейсах и др., появятся другие бизнес-модели, в которых будут другие лидеры. В целом, я бы сказал, что в условиях турбулентности онлайн-фармы, неопределенных правил игры на рынке, пока рано говорить о том, кто станет лидером на этом рынке через несколько лет", - поясняет Вирин.

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Материал по теме

"Аптечная сеть 36,6" запустила экспресс-доставку безрецептурных лекарств

Материал по теме

Рост цен на лекарства вынуждает покупать меньше, но чаще

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как пандемия обрушила качество служб доставки: опыт Гонконга

Пандемия взрастила популярность платформ доставки еды в Гонконге. Однако власти убеждены, что именно из-за этой популярности качество сервисов резко сократилось. Растет поток жалоб на службы доставки. В 201...

Рассылки переползли в мессенджеры

Рассылки - традиционный способ взаимодействия компаний с клиентами. Сейчас к привычным письмам в электронной почте, СМС и звонкам добавился новый канал - сообщения в популярных мессенджерах. Эксперты компан...

Портрет российского онлайн-покупателя: аналитика Yota

Россияне все больше пользуются маркетплейсами - трафик таких ресурсов вырос на 72% за прошлый год, при этом вовлеченность мужчин стала выше на 90%. На 33% увеличилось и среднее время, которое пользователи п...

Сотрудники Wildberries получили право оспаривать отзывы

 Wildberries ввел новую функцию, позволяющую сотрудникам пунктов выдачи заказов (ПВЗ) оспаривать негативные отзывы клиентов. Теперь, если покупатель поставил "1", "2" или "3" без комментария или с неконстр...

Будущее онлайн-продаж алкоголя в США: последствия закрытия Drizly

В конце марта компания Uber окончательно закрыла сервис Drizly, специализировавшийся на доставке алкоголя. Сейчас на рынке, который лишился основного игрока, начался передел. Кто станет новым лидером, неп...

Вечеринка не удалась: как пиарщики Revolve смогли настроить против себя блогеров и что им теперь делать

Пиарщики Fasion-компании Revolve умудрились на пустом месте вызвать огромную протестную волну топ-блогеров после фестиваля Stagecoach. Вместе с экспертом Марией Заикиной разбираемся, что произошло и как сто...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.