Как Amazon наказывает продавцов: обратная сторона маркетплейса

Игорь Бахарев
Amazon вынуждает своих продавцов давать покупателям самые низкие на рынке цены именно на их площадке. Об этом агентству Bloomberg рассказали партнёры маркетплейса. Так ритейлер борется с другими интернет-магазинами, такими как Walmart и EBay.

В Amazon постоянно сканируют базы цен конкурентов и выискивают те товары, по которым его мерчанты делают лучшие предложения на альтернативных площадках. Если такое обнаруживается, то продавцу высылают требование снизить цену на Amazon.

Amazon начал отправлять подобные уведомления с 2017 года, однако продавцы говорят, что в последнее время их число увеличилось Продавцы получают оповещения через веб-платформу, которую они используют для управления своим бизнесом Amazon.

Продавцы, опрошенные Bloomberg, признались, что вынуждены были повышать цены на сторонних площадках, чтобы не терять покупателей на Amazon, хотя формально такого требования нет ни в каких договорах.

Консультант по продажам на Amazon Джейсон Бойс рассказал, что советует клиентам предлагать одинаковые цены на всех сайтах, чтобы не потерять продаж на Amazon, даже если те могут позволить себе продавать дешевле на других сайтах. "Надо помнить, что это Amazon контролирует цену, а не продавец", - говорит он.

Как наказывают провинившихся

Сразу после этого продавцы из выдачи товара на сайте маркетплейса исчезает кнопка "купить сейчас". Если этот значок отсутствует, покупатели все еще могут покупать товары, но это более утомительный и запутанный процесс, который может повредить продажам. Кроме того товары этих продавцов убирают с заметных позиций поисковой выдачи. По словам нескольких продавцов, часто их товары просто "закапываются на сайте".

Кроме того, продавцы жалуются, что сайт стал настолько перегружен, что для привлечения внимания им приходится покупать рекламу. Наконец, комиссия с транзакции у некоторых достигает 40% - несколько лет назад она была только 20%.

"Продавцы самостоятельно контролируют цены на свои товары как на Amazon, так и на других площадках. Мы помогаем им максимизировать свои продажи в нашем маркетплейсе, направляя им наше представление о том, какова рекомендуемая цена предложения", – говорится в ответе официального представителя Amazon. Источник Bloomberg в Walmart подтвердил, что продавцы, получив предупреждение от Amazon, повышают цены на их площадке.

Не только цены

Amazon наказывает продавцов не только за цены. Так, недавно компания задалась целью повысить эффективность упаковки товаров. Теперь ритейлер требует от брендов делать упаковку существенно меньше, так, чтобы они были более компактные и легче открывались.

Поставщики будут вынуждены внести дорогостоящие изменения в свой бизнес или будут оштрафованы площадкой, то есть обязаны будут платить комиссию $1,99 за каждый товар. 

Директиву селлеры получили ещё осенью прошлого года, а вступили в силу новые требования лишь 1 августа. От них пострадают тысячи продавцов, в частности компания Philips Norelco вынуждена сократить часть компонентов своей бритвы OneBlade, чтобы попасть под новый стандарт. А производитель кормов для животных Hill's Pet Nutrition уменьшил объем упаковок кормов на треть.

Ограничений, которые накладывает Amazon на своих партнёров, множество. Например, компания официально запрещает любые попытки "обойти установленный процесс продажи Amazon", то есть, например, рекламировать у себя в карточках другие сайты или компании. Вообще любые призывы к действию, которые побуждают посетителей Amazon покинуть сайт или связаться с продавцом напрямую, включая гиперссылки, адреса электронной почты и так далее. В случае неповиновения любые продажи могут заблокировать. Запрещено даже вкладывать маркетинговую информацию внутрь упаковки с товаром. А ещё магазину официально запрещено связываться с клиентом, используя его номер телефона, писать какие-либо маркетинговые письма клиентам. И так далее. 

Юридическая сторона вопроса

Аналитик Bloomberg Intelligence, специализирующаяся на антимонопольных судебных процессах, Дженнифер Ри говорит, что заставлять магазины демпинговать на площадке Amazon незаконно, так как люди, которые предпочитают делать покупки в Walmart, вынуждены платить более высокую цену.

Интересно, что долгое время Amazon напрямую требовал, чтобы продавцы предлагали свои лучшие цены на Amazon. Это было одно из условий допуска на площадку. Однако такой пункт в соглашении привлекал внимание антимонопольных регуляторов. И вот в начале марта ртейлер был вынужден удалить из контрактов со своими поставщиками соответствующий пункт.  Теперь же оповещения показывают продукт, цену на Amazon и цену, найденную в "других местах в интернете". Конкурирующий сайт с более низкой ценой не указан, мерчанты должны найти его сами.

Эксперты по антимонопольному законодательству говорят, что политика Amazon, вероятно, привлечет пристальное внимание со стороны Конгресса и Федеральной торговой комиссии, так как ее можно квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением. Продавцы реализуют свою продукцию на различных торговых площадках, но до 40% выручки им приносит именно Amazon, отмечает консалтинговая компания EMarketer. До сих пор критика Amazon концентрировалась на том, использует ли площадка данные о продажах продавцов для запуска конкурирующих продуктов, чтобы забить своей СТМ слот популярного товара. 

У Amazon начинаются проблемы?

В конце июля Министр финансов США Стивен Мнучин выступил с поддержкой антимонопольного расследования против крупных американских технологических фирм. По его словам, интернет-ритейлер Amazon.com "разрушил розничную индустрию по всем Соединенным Штатам". 

Деятельность гиганта "нанесла удар по малому бизнесу" и решение Минюста США изучить ее на предмет соответствия антимонопольному законодательству было "абсолютно верным". 
"Я буду рад узнать, какие рекомендации генпрокурор даст в этом отношении президенту США", - заявил Мнучин.
Ранее министерство юстиции США выступило с официальным заявлением о том, что оно планирует провести массовую проверку глобальных интернет-компаний. Цель Минюста - понять, какими способами интернет-гиганты достигли лидерства на глобальном рынке и как они повинны в снижении конкуренции на рынке. А сенатор Ричард Блюменталь направил письма в Министерство юстиции и Федеральную торговую комиссию с требованием расследовать правомочность контрактов Amazon. 

Сенатор Элизабет Уоррен призвала создать новые нормативы, требующие дробления таких технологических гигантов, как Amazon, Facebook и Google. Этот план требует от Amazon отказаться от сети Whole Foods, а также вынуждает его разделить Amazon Marketplace и его частные торговые марки.

На ежегодном собрании акционеров компании в мае глава Amazon Джефф Безос заявлял, что "крупные организации заслуживают того, чтобы их проверяли и тщательно изучали". По поводу всех претензий своих мерчантов, в компании отвечают примерно одно и то же: "мы просто пытаемся сделать нашу площадку наиболее привлекательной для клиентов". 
Материал по теме

Amazon отказывается от идеи "магазинов без касс"

Материал по теме

Amazon представил нового персонального консультанта по покупкам

Материал по теме

Amazon предложил новый подход к анализу посадки одежды

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Доля онлайна в FMCG приблизилась к 10%

Рынок FMCG (товары повседневного спроса) претерпевает значительные изменения: доля онлайн-продаж в омниканальном секторе стремительно приближается к 10%, отмечают эксперты NielsenIQ Россия. В 2023 ...

Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году

В 2023 году рекламный рынок продолжил восстанавливаться и демонстрировал рост инвестиций в digital и ретейл-медиа. Какие тренды будут актуальны, что происходит на рынке кадров, чего бренды ждут от креат...

Эксперимент по онлайн-торговле лекарствами: итоги и перспективы

За год реализации эксперимента по дистанционной доставке рецептурных лекарств было оформлено 3004 заказа, из которых доставлено только 1324. На рабочем совещании в Госдуме депутаты и эксперты обсудили итоги...

Киберярмарка ECOM Expo’24 — 5‑6 июня

В Москве 5 и 6 июня пройдет выставка технологий для электронной коммерции ECOM Expo'24. Вас ждут более 300 решений для торговли на маркетплейсах и через собственный ecommerce. Свыше 200 компаний представят ...

Бренд SELA запустил игру в Roblox и представил AR-коллекцию

Российский бренд одежды SELA появился в метавселенной – компания запустила свою игру на платформе Roblox и представила коллекцию, вдохновлённую соединением мира моды с digital-технологиями. Общая стилистик...

"Яндекс" станет производителем товаров для взрослых

"Яндекс" планирует выпустить под новым брендом Hinto товары для взрослых и средства личной гигиены. Соответствующая заявка на регистрацию торгового знака была подана в Роспатент. Hinto будет использо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.