Илья Кретов: экспорт российского бизнеса может вырасти в 25 раз

Игорь Бахарев
За три года более 50 продавцов площадки eBay из России стали долларовыми миллионерами. Такие данные привёл генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов. По его словам, розничный экспорт из России может достигнуть $10 млрд. Это составит всего 0.2-0.3% от глобального рынка eСommerce.

В своих оценках бизнесмен отталкивается от показателя $400 млн в 2017 году. Он предполагает, что потенциально рынок может вырасти в 25 раз.

Истории успеха

Сейчас на eBay можно найти как совсем новых российских продавцов, однако есть и те, кто работает на площадке около 20 лет. Самый "опытный" предприниматель из России зарегистрировался на eBay в ноябре 1998 года. Он был единственным представителем страны, кто начал продавать товары на площадке в это время. Для сравнения: в 2017 году на eBay зарегистрировались более 29 000 предпринимателей из России, которые уже активно продают свои товары.
"В глобальной экономике производитель и покупатель совсем не обязаны находиться в одном городе, одной стране. Объединяя более 171 миллиона покупателей по всему миру (что больше всего населения нашей страны), eBay является лидирующей площадкой в России, способной принять экспортных продавцов любого масштаба и открыть продажи сразу на весь мир", - говорит Кретов.
Расти есть куда, надо только решиться продавать. Сейчас есть продавцы, чей оборот вырастает в десятки раз за год. Уже за первый год суммарная выручка от продаж через eBay десяти топ-продавцов из России, зарегистрировавшихся на площадке в 2017 году, составила более 170 млн руб. То есть за первый год каждый из них заработал на онлайн-продажах более 6 млн. руб., а некоторые продавцы более 20 млн руб. Среди 10 самых успешных малых предпринимателей из России, начавших торговать в прошлом году, есть и такие, кто уже продает свои товары в 128 странах.

Впрочем, добавляет он, компании, решающиеся начать экспортировать товар, должны учитывать, что розничный экспорт - это конкуренция с несколькими миллиардами товаров на нескольких десятках крупных маркетплейсов с несколькими десятками миллионов продавцов.

Барьеры на пути к развитию

Кретов называет три показателя, по которым конкурируют продавцы во всём мире:
1. Лучшая цена
2. Быстрая бесплатная доставка, простой возврат
3. Широкий выбор уникальных товаров
Увы, несмотря на множество позитивных изменений и усилий участников рынка, Россия пока не готова к глобальной конкуренции в розничной торговле, считает он.

Глава российского eBay назвал 3 барьера, которые нужно убрать для создания стимулирующего климата розничного экспорта:

1. Цена: возврат НДС для B2C (Business to Consumer) транзакций.
На данный момент практика простого возврата НДС при розничном экспорте отсутствует, а по разъяснению Минфина - попросту запрещена.
По мнению Кретова, введение нормальной системы возврата НДС сделает товары российских продавцов на 15% более конкурентоспособными.

2. Несовершенство логистической составляющей российского eCommerce.
Необходимо существенно упростить законодательство для временного экспорта и обратного реимпорта.
"Нет не единого шанса, что российские производители будут доставлять товары до покупателей в Великобритании, США, Германии, Бразилии, Китае и Австралии за 3 дня, как того ожидают покупатели, без работы с внешними складами за пределами РФ. Конкурировать без этого с местными, китайскими и корейскими продавцами невозможно. Сегодня процедура временного вывоза настолько сложна, что ни один знакомый мне потенциальный экспортёр не может временно вывезти товары из страны на фулфилмент-центры. В этом отношении мы существенно отстали от продавцов из Китая и Юго-Восточной Азии", - говорит Кретов.
По его словам, рост продавцов, использующих внешние склады, на 16-40% выше среднего роста розничных экспортёров.

3. Сложности процедуры оформления и отправки товаров юридическими лицами.
Без значительных изменений в области таможенного оформления для отправки единичных товаров розничными экспортёрами бесполезно рассчитывать на приток новых производителей и предпринимателей в российский розничный экспорт.

Как считает глава российского eBay, без этих изменений Россия будет терять конкурентоспособность в розничном экспорте с каждым кварталом.

Что продавать

Сейчас в регионах почти никто не понимает, какие именно местные товары понадобятся на западе.
"Никто из встреченных мною людей в регионах этой информацией не обладает. Никто толком не знает, что экспортировать с развиваемой ими территории. Чтобы что-то растить - нужно уметь это измерять", - говорит он.
По данным eBay, cамые популярные категории, в которых предприниматели из России предлагают товары для внешних рынков, - "Коллекционные товары", "Стиль жизни" и "Мода". Среди них можно выделить подкатегории, которые пользуются популярностью у иностранных покупателей: "Коллекции", "Почтовые марки", "Красота и здоровье", "Игрушки и развлечения", а также "Одежда, обувь и аксессуары".

Однако предпочтения в предложении товаров варьируются в зависимости от региона. В частности, в 2017 году предприниматели из Москвы и Московской области посчитали наиболее перспективными для бизнеса пять категорий товаров. На первом месте оказалась "Мода", следом за ней разместились "Коллекционные товары" и "Дом и сад". Также в пятерку вошли категории "Электроника" и "Стиль жизни".

А вот продавцы из Санкт-Петербурга и Ленинградской области выбрали основными "Коллекционные товары", "Электроника" и "Дом и сад". В Краснодарском крае в ТОП-категорий вышли "Мода", "Электроника" и "Дом и сад", как и у их соседей из Ростова-на-Дону и Ростовской области. А предприниматели из Белгорода и Белгородской области считают наиболее выгодными направления "Мода" и "Дом и сад".
Материал по теме

eBay уволит 9% сотрудников

Материал по теме

WEE выведет российские бренды и товары в ОАЭ

Материал по теме

eBay одномоментно сокращает 4% персонала

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Доля онлайна в FMCG приблизилась к 10%

Рынок FMCG (товары повседневного спроса) претерпевает значительные изменения: доля онлайн-продаж в омниканальном секторе стремительно приближается к 10%, отмечают эксперты NielsenIQ Россия. В 2023 ...

Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году

В 2023 году рекламный рынок продолжил восстанавливаться и демонстрировал рост инвестиций в digital и ретейл-медиа. Какие тренды будут актуальны, что происходит на рынке кадров, чего бренды ждут от креат...

Эксперимент по онлайн-торговле лекарствами: итоги и перспективы

За год реализации эксперимента по дистанционной доставке рецептурных лекарств было оформлено 3004 заказа, из которых доставлено только 1324. На рабочем совещании в Госдуме депутаты и эксперты обсудили итоги...

Киберярмарка ECOM Expo’24 — 5‑6 июня

В Москве 5 и 6 июня пройдет выставка технологий для электронной коммерции ECOM Expo'24. Вас ждут более 300 решений для торговли на маркетплейсах и через собственный ecommerce. Свыше 200 компаний представят ...

Бренд SELA запустил игру в Roblox и представил AR-коллекцию

Российский бренд одежды SELA появился в метавселенной – компания запустила свою игру на платформе Roblox и представила коллекцию, вдохновлённую соединением мира моды с digital-технологиями. Общая стилистик...

"Яндекс" станет производителем товаров для взрослых

"Яндекс" планирует выпустить под новым брендом Hinto товары для взрослых и средства личной гигиены. Соответствующая заявка на регистрацию торгового знака была подана в Роспатент. Hinto будет использо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.