Где брать качественные данные для товарных страниц?
Игорь Бахарев
Бывает, что отдел контента в интернет-магазине своим размером уступает разве что отделу клиентской поддержки. Даже если эта функция в компании вынесена на аутсорс, все равно качественный контент обходится очень и очень недешево. Технический директор
Давайте разберемся из чего состоит продуктовая карточка товара в современном интернет-магазине:
Данные о товаре можно разделить на два типа:
- Объективные данные (вес, размер, объём оперативной памяти, аксессуары и т.д.)
- Маркетинговое описание (привлекательное представление товара для покупателя)
Я не буду касаться маркетингового описания товара. Эта тема не один раз поднималась на просторах интернета – если какой-то товар для вас действительно важен, то его маркетинговое описание должно быть уникальным и написанным специально для вашего интернет-магазина. Скопированный текст приведёт к низкому ранжированию вашей товарной страницы поисковиками.
Объективные товарные данные (ОТД)
Очевидно, что ОТД, такие как вес товара, разрешение экрана и объем оперативной памяти являются одинаковыми для все продавцов (хотя полнота данных может сильно разниться от магазина к магазину).
Давайте перечислим минимально достаточный набор ОТД для современного интернет-магазина:
Список характеристик товара даёт покупателю подробную и структурированную информацию о товаре.
Списки характеристик для некоторых товаров могут быть очень подробными и объёмными. Например, официальная спецификация Canon 80D содержит 122 характеристики в 22 категориях.
Правильным способом хранения этих данных являются списки
Связанные товары представляют собой списки со ссылками на другие товары в вашем интернет-магазине.
Из часто используемых списков можно перечислить следующие:
- Похожие товары. Предлагаются аналоги товара, который смотрит покупатель, иногда с упором на более дорогие (up-sell), или менее дорогие (down-sell).
- Аксессуары и сопутствующие товары. Предлагаются SD-карты, аккумуляторы, чехлы, и т.д. (cross-sell).
Фотографии и прочий медиа-контент (видео-обзоры, 3D-обзоры) могут сильно повлиять на решение покупателя приобрести товар.
Этот вид информации является легкоупотребимым, что способствует спонтанным покупкам.
Отзывы покупателей о товаре могут быть условно отнесены к ОТД.
Тема отзывов большая, и заслуживает отдельной статьи.
Как появляются ОТД?
В отрасли массово распространено копирование ОТД с чужих сайтов. В этом нет ничего противозаконного, ведь данные одинаковы для всех, а производители выкладывают спецификации своих товаров в открытый доступ. Исключением являются эксклюзивные фотографии, которые интернет-магазины со складом делают для себя – их копирование и незаконно, и аморально.
Есть определённые течения, по которым обычно распространяются данные:
Самым дорогим способом переноса данных является, очевидно, перенос вручную. Этот способ по-прежнему часто применяется, особенно при копировании информации о новых товарах с сайтов производителей. Качество ручного переноса данных является высоким, но цена может быть оправдана только в случае, если ваш интернет-магазин чуть ли не первым в Интернет отобразит внесённые данные.
Перенос вручную можно ускорить, используя инструменты для парсинга html-страниц. Обычно этот метод применяется для копирования информации из другого интернет-магазина. При этом, получение качественного связанного списка характеристик без интенсивного и вдумчивого вмешательства Homo Sapiens всё равно не получится.
В Рунете в наличии большое количество CMS для типовых интернет-магазинов, которые часто включают инструменты для парсинга чужих товарных страниц. Иногда подобные сервисы хранят свои каталоги продуктовых данных. Эти базы и инструменты для парсинга создают несвязанные или слабосвязанные списки характеристик, что приемлемо для товаров с коротким набором характеристик, таких как, например, фены или утюги, но слабо применимы для электронных товаров.
Агрегаторы контента
Наиболее цивилизованным способом получение является использование агрегаторов контента. Насколько мне известно, многие владельцы и руководители в России и СНГ просто не знают про подобные решения.
Агрегаторы контента это сервисы, наполняющие свои базы данных в инициативном порядке, а затем предоставляющие к ним доступ.
Доступ предоставляется через API в структурированном виде (например, XML или JSON), что позволяет программистам интернет-магазина реализовать механизм регулярного переноса данных в отсутствие человеческих трудозатрат. Именно этот метод является наиболее дешевым в пересчёте на товар, при наличии достаточно большого количества товаров и частом обновлении ассортимента.
Кроме того, агрегаторы контента часто плотно сотрудничают с производителями, что позволяет получать им данные сразу в структурированном виде, что как следствие, значительно снижает конечную стоимость ОТД для вас.
Далее я расскажу о мировых лидерах в этой отрасли.
Icecat
Сайт:
Один из крупнейших в мире агрегаторов контента, сотрудничающий с более чем 300-ми производителями. Имеет бесплатную версию Open Icecat и платную версию Full Icecat. Наш экспресс-поиск по десяти популярнейшим электронным товарам российского рынка показал, что девять из них с полным списком характеристик содержатся в бесплатной версии Open Icecat, хотя фото для большинства доступны только в платной версии Full Icecat. Услугами Icecat пользуется, к примеру, MediaMarkt.
Цена: высылается индивидуально. Обычно около 300 евро в месяц.
Плюсы: Существует бесплатная версия, которая удовлетворит базовые потребности любого интернет-магазина техники. Продуктовые данные хранятся на русском языке.
Минусы: Каталог наполняется производителями, которые заинтересованы в полноте и точности предоставляемых данных. Но сам сервис, включая его платную версию, ответственности за полноту и точность данных не несёт.
CNET DataSource™
Один из двух лидеров рынка промышленных решений.
Цена: высылается индидуально. Оценочно $25'000 - $100'000 в год за предоставление доступа к огромной промышленной базе товаров.
Плюсы: Полнота покрытия, гарантия.
Минусы: Необходимость перевода характеристик на русский язык, цена.
GfK Etilize SPEX
Один из двух лидеров рынка промышленных решений. Содержит версию для малого и среднего бизнеса, а также предложение для крупного бизнеса. В клиентах NewEgg, Best Buy, ebay, Amazon.
Цена: высылается индивидуально. Оценочно, около $1000 в месяц за версию для малого и среднего бизнеса.
Плюсы: Полнота и качество данных, гарантия качества.
Минусы: Необходимость перевода характеристик на русский язык.
Semantics3
Интересный сингапурский сервис, который ориентирован скорее на сайты сравнения товаров. Имеет доступ к базе данных цен на товары в США. При этом, содержит и довольно полные ОТД. Наш экспресс-поиск по десяти популярнейшим электронным товарам российского рынка показал, что девять из них с полным списком характеристик содержатся в базе Semantics3.
Цена: $749/месяц за получение 25000 продуктовых данных в месяц.
Плюсы: Простота использования, бесплатный период, быстрый старт, относительно низкая цена.
Минусы: Отсутствуют фото товаров, необходим перевод характеристик на русский язык.
Выводы
Крупные, средние, и даже небольшие интернет-магазины могут существенно уменьшить расходы отдела контента путем подключения к агрегатору контента. Причем, подключение к Enterprise-решениям агрегаторов может оказаться дешевле собственного отдела контента или подрядчика с таким же функционалом. Если ваш бюджет ограничен, следует обратить особое внимание на сервис Icecat, имеющий бесплатную версию.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте