Эксперты прорейтинговали российский e-Grocery

Игорь Бахарев

Эксперты студии клиентского опыта "Пульс" проанализировали крупнейшие магазины сегмента e-grocery и оценили цифровой опыт покупателей этих площадок.

В процессе исследования изучались три оставляющие:

1. Customer Journey Map - "маршрут покупателя", визуализация взаимодействия потребителя с продуктом или сервисом. Элементы взаимодействия относятся как к процессу покупки (цели и задачи покупателей, их действия, ожидаемый результат, проблемы и барьеры, препятствующие переходу на следующий шаг, точки касания (touchpoints), так и к психоэмоциональному состоянию потребителя (мысли, чувства, эмоции).

2. Функциональность интернет-площадки

3. Эмоциональный дизайн и уровень доверия к магазину

Customer Journey Map

Было проведено 30 немодерируемых этнографических полевых исследований в которых покупатели должны были найти сайт интернет-магазина в сети, собрать "Корзину" из 30 товаров и оформить заказ.

Были определены "точки контакта", в которых покупатели взаимодействуют с магазином:

1) поисковик (для поиска сайта),

2) главная страница интернет-магазина,

3) каталог продуктов,

4) опция поиска,

5) страница товара,

6) избранное/шаблоны,

7) корзина,

8) формы регистрации и подтверждения заказа,

9) личный кабинет,

10) SMS,

11) e-mail,

12) служба поддержки клиентов (телефон, чат).

На каждом этапе фиксировались эмоции и мысли покупателей. Они отражают то, что чувствовали покупатели и какие мысли у них возникали при взаимодействии с сервисом.

Например,

  • покупатели говорили о том, что “слишком много фото и изображений мяса”,
  • покупатели ощущают заботу магазина, когда замечают, что для них подобраны самые лучшие продукты,
  • покупатели чувствуют себя комфортно, когда они знают, что у них под рукой есть телефон магазина, описание процесса покупки и доставки,
  • wow-эффект возникал, когда покупатели видели “передвигающуюся по экрану корзину с товарами”, и когда в момент начала ввода названия магазина в поисковике сразу, без поиска, появлялся нужный сайт.

Кроме того, учитывались барьеры, с которыми столкнулись покупатели в процессе прохождения “маршрута ”.

Наибольшее количество баллов (20 баллов из 25 возможных) от покупателей получил интернет-магазин Ozon.ru.

Второе место занимает интернет-магазин "Азбука вкуса" с оценкой 19,67.

На третьем месте — онлайн-гипермаркет "Утконос" с 17,33.

01.png

Оценка функциональности

Больше всего очков в этом рейтинге получил магазин "Утконос", набрав 23,03 балла. На втором месте — "Азбука вкуса", набравшая 19,49 балла. В тройку лидеров также вошёл магазин "Перекрёсток" с показателем 19,41.

Эксперты подсчитали количество функций на сайтах. В частности исследовалась информационная поддержка, которую оказывают покупателям в магазине. Интересовало исследователей и то, сколько функций имеет каталог товаров. В частности, функции для выбора покупки без перехода на товарную карточку, дает ли магазин опцию выбора количества их, позволяет ли ввести количество с клавиатуры или только иконкой "+", есть ли возможность добавить товар в “Избранное”, имеется ли функция быстрого просмотра товара, есть ли возможность покупки товаров из окна выдачи результатов поиска и так далее.

02.png

Больше всего реализовано функций в "Утконосе", целых 152. Наибольшее количество функций из возможных магазин имеет в разделах “Информация для покупателей” и “Личный кабинет” — 82% и 78% от возможных.

За 100% принимается перечень соответствующего раздела чек-листа со списком всех возможных функций интернет-магазина.

Интернет-магазин "Азбука вкуса" имеет 120 функций. Больше всего функционала магазин реализовал в разделах “Информация для клиентов” и “Страница товара” — 64% и 60% соответственно.

"Перекрёсток" реализовал 123 функции, но оказался ниже в рейтинге. Эксперты объясняют это тем, что разные функции имеют разный весовой коэффициент. Максимальное количество функций "Перекрёсток" реализовал в разделах “Информация для клиентов”, “Страница товара” и “SMS и e-mail сообщения” — 73%, 66% и 64% соответственно.

Анализ эмоционального дизайна и определение уровня доверия

Анализ интернет-магазинов осуществляется по трём уровням эмоционального дизайна: "Базовый", "Функциональный", "Сознательный". Каждый уровень имеет ряд характеристик, которые оценивались как с точки зрения экспертов, так и из интервью с покупателями.

На "базовом" уровне сервис должен отвечать потребностям покупателей в надежности, безопасности, также преодолевать те барьеры, которые покупатели имеют при покупке продуктов онлайн: невозможность проверить товар, сомнения в свежести, сомнения в качестве. Например, имеют ли покупатели исчерпывающую информацию о продуктах (описание, состав, производитель и др.), пишет ли магазин на своем сайте о свежести доставляемых продуктов.

"Функциональный" уровень решает вопросы лёгкости и удобства использования функций интернет-магазинов, понятности общения сайта с покупателями, даёт свободу действий и возможность контролировать процесс.

"Сознательный" уровень предполагает, что взаимодействие покупателя с компанией на этом уровне приносит ему чувство удовлетворения. На этом уровне выстраиваются долгосрочные отношения — покупатели осознанно становятся приверженцами сервиса и бренда.

В тройку лидеров рейтинга вошли "Утконос", Ozon.ru и "Азбука вкуса", получившие 25, 22 и 20 баллов соответственно.

03.png

Уровень доверия покупателей этим интернет-магазинам имеет следующие показатели: 72%, 63% и 59% соответственно.

Общий рейтинг

Максимальное количество баллов по результатам трёх этапов исследования получил интернет-магазин "Утконос" - 65,36.

Второе место занимает Ozon.ru с показателем 60,71.

На третьем месте - "Азбука вкуса", итоговая оценка которой составила - 59,16.

04.png

Материал по теме

"Кухня на районе" напомнит клиентам об обеде

Материал по теме

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Материал по теме

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Узнайте о новых бизнес-стратегиях на Universe Ecom Convention 2024

Международный Форум Universe Ecom Convention 2024 "Глобальная цифровая трансформация будущего. Финтех, Банки, Ритейл" 22-23 мая, Стадион Спартак, г. Москва, Волоколамское шоссе, 69. Ждем вас в гости н...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.