LOGO

Экономия и всемогущий IT: главные тренды логистики для eСommerce в РФ

Игорь Бахарев
13 Июня 2019, в 18:49, в Новости e-commerce, в сюжете: логистика, тренды
Растущая конкуренция между магазинами вынуждает ритейлеров искать все новые преимущества, в том числе в сфере доставки, требовать новых услуг. Результатом перемен станет "логистика будущего" - гибкая, прозрачная и эффективная. Подробнее о наиболее очевидных трендах, которые получат распространение в ближайшие пару лет, рассказывает генеральный директор логистической компании "Точка-Точка" Артем Марчук.

По итогам 2018 года объем рынка eСommerce в РФ составил более 1,2 трлн рублей и продолжает расти: к 2023 году, согласно исследованию банка Morgan Stanley, его объем достигнет 3,491 трлн руб. Неудивительно, что логистические компании стремятся стать частью цепочки электронной коммерции и готовы меняться в соответствии с трендами отрасли.

По какому пути будет развиваться рынок логистики для eСommerce в ближайшие четыре года? Вектор изменений определят главные тренды.

Тренд №1: автоматизация

Она позволит улучшить производительность, оптимизировать связь с клиентом, сократить расходы и повысить организационную гибкость.

Для достижения таких результатов уже сейчас применяется целый комплекс инструментов. Например, чат-боты. Их функционал можно использовать в двух направлениях: для работы с клиентом и оптимизации внутренних процессов. В первом случае чат-бот формирует запрос на доставку, помогает управлять деталями заказа и отслеживать отправление посылки. Во втором - хранит данные о базе сотрудников и документообороте, а также о расположении товара на складе.

Все активнее расширяется сеть постаматов и ПВЗ, которые являются одним из элементов мультиканальности. Именно к ней стремятся интернет-магазины. Использование этого способа доставки сокращает расходы и упрощает проблему "последней мили".

Будущее за складами, в которых ручной труд - хранение, комплектация заказов, контроль, упаковка, маркировка - постепенно автоматизируются. К наиболее перспективным моделям цифровизации склада относятся: WAS (система контроля за оборудованием на распределительных центрах), WMS (автоматизация бизнес-процессов по управлению складом), BAS (система автоматизации зданий). Сюда же можно отнести использование беспилотников для перемещения товаров по складу, QR-кодов и RFID-маркировки, данные которой считываются системами WMS.

Медленный и сложный документооборот - то, от чего однозначно должна избавиться логистика уже в ближайшем будущем. Для этого нужно осуществить переход на систему электронного документооборота, а также ввести единую документацию при трансграничных сделках. Самое удобное решение должно объединить все составляющие автоматизации: начиная с облачного управления складом и заканчивая электронной базой документов.

Тренд №2: сокращение расходов

Электронная коммерция стремится к оптимизации издержек и вариативности каналов доставки, поэтому экономия, мультиканальность и гибкая ценовая политика становятся ключевыми преимуществами перевозчика, работающего с онлайн-ритейлерами.

В связи с этим модель sharing economy становится трендом среди транспортных компаний. Совместное использование ресурсов имеет огромный потенциал в условиях рыночной экономики, и логистика не является исключением. Шеринг можно применять при аренде складских площадей, транспорта, персонала, маршрута. Отдельно стоит сказать о консолидации груза в паллету и в партию как способе шеринга ТС. Такой метод использования ресурсов позволяет заказчику фактически отправлять груз по "оптовой" цене. Так, например, работает наша компания: мы применяем схему, при которой происходит шеринг ресурса перевозчика. В сочетании с механизмом свободной конкуренции это открывает большие возможности для экономии клиентских ресурсов.

Также следует отметить, что eСommerce стремится к упрощению цепочки поставок, выстраивая вместо привычной схемы "производитель-продавец-покупатель" новую - "производитель-покупатель". Отсюда рост инвестиций в маркетплейсы и появление логистики формата M2C (manufacturer to customer). Такие торговые площадки нацелены на сервис, в котором заключение контракта, перевозка и оплата являлись бы единым бесшовным процессом.

Курс на оптимизацию расходов повышает привлекательность аутсорсинга: компании-партнеры помогают решить проблему с рабочей силой, привлечь дополнительную технику, сэкономить на налогах. Дополнительным спросом будут пользоваться точечные услуги: частичная IT-интеграция, аналитика, экспедирование и т.д.

Тренд №3: оптимизация процессов

Клиентоориентированность является залогом успеха логистики в eСommerce. Но чтобы соответствовать требованиям заказчика, нужна гибкость, процессы должны быть прозрачными, а доставка - удобной и в то же время быстрой.

Возвратная логистика медленно, но верно переходит из рук "Почты России" к коммерческим операторам. Логистические компании массово запускают обратный трафик, интернет-магазины с удовольствием подключают его, и статистика говорит о том, что тенденция сохранится на ближайшие годы: 2/3 покупателей называют возможность возврата одним из важных факторов при выборе интернет-магазина.

Транспарентная логистика реализуется как минимум в двух направлениях: предоставлении открытого ценообразования для заказчика и обеспечении отслеживаемости товара для получателя. Решением для этой задачи являются интегрированные IT-системы, напрямую связывающие продавца, перевозчика и потребителя.

Рост спонтанных покупок в интернете диктует новые требования к доставке: день в день или в определенные часовые интервалы. Такие условия побуждают ритейлеров отказываться от собственных курьерских сервисов, передавая логистику специализированному фулфилмент-оператору.

Тренд №4: инфраструктурные изменения

Логистические компании, которые не боятся полностью менять свои процессы, откроют для себя новые перспективные сегменты в eСommerce.

Рынок фулфилмента не отвечает запросам сразу нескольких сегментов интернет-торговли. Например, практически отсутствуют предложения для микро-предприятий (до десяти заказов в сутки) и магазинов, продающих крупногабаритный товар. Одним из способов адаптации рынка к новым условиям станет появление компаний смешанного типа - перевозчиков с частичным фулфилмент-сервисом.

Омниканальная логистика должна предоставить бесшовный процесс доставки и возврата, создать динамическую систему расчета цены и сроков перевозки, отследить статусы заказов, находящихся в разных системах и на разных складах. Эти запросы требуют от перевозчиков гибкости, масштабируемости и готовности автоматизировать процессы.

В 2018 году четыре крупнейших онлайн-ритейлера - "Яндекс Маркет"/"Беру", Tmall, Ozon и Wildberries - занимали всего 27% рынка. Остальной объем приходился на средние и маленькие магазины, чаще всего представленные в соцсетях. Экосистема "инстаграм-шопов" формирует новые запросы к перевозчикам: от них ждут готовности работать с небольшим объемом поставок, усиления грузовой базы для курьерских служб и экспортной логистики, например, сервисов по организации таможенного оформления товаров.

Найти баланс

Какими бы ни были тренды "новой логистики" в основе большинства лежат цифровизация и персонализация, являющиеся драйвером перехода к омникальной логистике. Компаниям, нацеленным на серьезную игру в eСommerce, придется решить: готовы ли они стать IT-компаниями в той же степени, в которой являются перевозчиками. Их формула успеха - баланс между активной автоматизацией и офлайн-действительностью: хотя дроны проникают в нашу жизнь, но и доставку обычным транспортом пока еще никто не отменял.
Похожие статьи и интервью
Как выбрать подрядчика для разработки интернет-магазина и не пожалеть об этом?
Kantar Worldpanel и X5 прогнозируют взрыв на рынке eGrocery
Онлайн-рынок универсальных магазинов: аналитика от Data Insight
История виртуальных приложений от IKEA
Долгий путь к "последней миле": кейс "Русской рыбной компании"
Взгляд покупателей в будущее ритейла: аналитика CITE Research
Как снизить стоимость покупки с видеорекламой на Facebook: советы экспертов
10 вещей, которые нужно знать иностранцам про российский рынок eCommerce
Рынок показал рекордный рост: аналитика АКИТ
Как локальным брендам увеличить продажи в несколько раз?
Российская онлайн-торговля  -  что не так?
Россияне готовы к онлайн-аптекам: аналитика Mail.ru Group
"Дочки-сыночки": Как рост влияет на частоту покупок
Продажа ювелирных украшений онлайн: опыт бренда LAV’Z Jewellery
Новые логотипы в российском eCommerce: разбираем с дизайнером
Почему ecommerce уже неактуален и кто разрушит границы digital-рынка
Алексей Ширяев ("на_полке"): "Онлайн-магазинов может быть хоть миллиард, но все равно им необходим один агрегатор"
Продвигай, но проверяй: как выбрать подрядчика на SEO-продвижение
Онлайн-рынок одежды и обуви 2018: аналитика Data Insight
Окупить B2B-платформу за 4 месяца: кейс компании "Бамбинизон"
Зачем объединяют рекламные кампании Google Shopping и Facebook
Как отзывы влияют на ваши продажи: данные Globlee, Ozon, ContentHub
Как видеофиксация облегчает работу с заказчиком и курьерскими компаниями: кейс Tempoline
Amazon: глобальный отчет по малому бизнесу за 2018 год
От отрицания к принятию: как бизнес осознает необходимость внедрения сквозной аналитики?
Китай глазами российского логиста
Ozon: партнёрство с X5 Retail Group, инвестиции на 10 млрд и новая региональная стратегия
Как модель подписки меняет онлайн-рынок книг: кейс площадки Litnet
5 показателей успешности поискового продвижения
Онлайн-рынок спортивных товаров: аналитика Data Insight
Как пользовательский контент влияет на поведение поколения Y: аналитика Globlее
Борис Овчинников: "Мы не ожидали такого роста рынка, никто не ожидал"
Маркетплейс от "Леруа Мерлен": подробности проекта
Онлайн-рынок книг: аналитика Data Insight
Китай открывает границы иностранным магазинам и снижает почтовые пошлины: что теперь?
Экономика электронной торговли в России: отчет РАЭК
Как продавать подарочные сертификаты онлайн: несколько практических советов
Маркетплейс с нуля: как запустить торговую площадку
Рынок труда в eCommerce: весна-лето 2019
Чек-лист: на каких страницах какие товарные рекомендации должны быть
Как магазину попасть на первые строчки выдачи: свежая аналитика "Ашманов и партнеры"
Рейтинг самых удобных eGrocery-приложений
Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России
Число интернет-магазинов в Беларуси за 2018 год увеличилось на 20%
"Лучшие из лучших в рунете": аналитика Data Insight
Новый пользовательский опыт: 5 аспектов персонализации в ритейле
Как растёт европейский рынок eCommerce
Кейс ребрендинга от компании Биглион
"Не ходите, дети" или немного об африканском eCommerce
Памятка: что такое омниканальность и почему сейчас без нее всё сложнее вести бизнес
Как правильно сделать 404 страницу, чтобы клиент не убежал
Пьяные покупки: аналитика спонтанных продаж
Рынок готовой еды в Москве: аналитика весны 2019
Экосистема рынка российской логистики (инфографика)
Российский eCommerce вырастет вдвое за 5 лет: аналитика Института Гайдара
Берегись, новичок: 4 главных ошибки при создании интернет-магазина
Онлайн-заказ в "Пятерочке": тест-драйв
8 марта: аналитика предпраздничных продаж крупных площадок
Больше, чем интернет-магазин: как создать дополнительную ценность для клиента
Российский рынок eGrocery: рейтинг Russia Top Online Food Retail
Блокчейн-будущее eCommerce: как технологии помогут рынку
4 тренда глобального fashion-ритейла, ждущих российский рынок уже завтра
Россия на экспорт: как российские регионы сотрудничают с Alibaba
Илья Широков, Joom: «Все, к чему я прикасаюсь, превращается в социальную сеть. Это моя карма»
"Яндекс" рубит комиссионные рекламным агентствам: как это скажется на интернет-магазинах?
Сколько стоит создать и вывести интернет-магазин в топ-10
Американский рынок eGrocery в ближайшие 10 лет вырастет в 3 раза
Интернет-торговля попала в лидеры роста: данные 2ГИС
На рынок eCommerce пришел "новый покупатель": аналитика DPDgroup
5 идей объединить Email-маркетинг и SEO для звездных результатов
Мужчины vs женщины: два вида покупателей
Eсommerce для гурманов: будущее доставки продуктов и готовой еды
Итоги "Кибернедели": суммы, товары, предпочтения
Уровень доверия интернет-магазинам в России. Исследование
Логистика и eCommerce: в ожидании изменений
Как покупают детские товары: аналитика магазина "Дочки-сыночки"
Российский рынок в 2018 году: данные НАДТ
Маркетплейсы как вызов для брендов и шанс для крафтовых продавцов
Что покупали россияне в 2018 году: данные Goods.ru
Что могут дать соцсети для увеличения онлайн-продаж?
Что такое KPI и как за них бороться?
Как ищут, выбирают и покупают смартфоны: аналитика "Яндекса"
Продажи на каникулах: данные "Маркета" и Ozon
Дмитрий Алексеев (DNS): ДНС однозначно самая большая в стране розничная сеть на рынке БТиЭ
Закон о товарных агрегаторах: всё, что надо знать и уметь
Рынок в ожидании фармы: интервью c Ozon и Mail.ru
Когда eСommerce в России полностью перейдет на электронный документооборот?
Рынок электронной коммерции в Беларуси: аналитика Deal.by
Цифры года: сводная аналитика
Как слушать пользователей и повысить конверсию на 15%: кейс Askona
Пять советов как улучшить свою репутацию в эпоху «Андромеды»
Евгений Пляхин, Freshlocker: О продуктоматах коротко и по делу
Сибирский eCommerce: тренды и итоги года
Data Insight подвела итоги года
Илья Елпанов ("Ешь деревенское"): "Люди хотят следить за тем, что они едят. Мы вписываемся в эту концепцию"
eCommerce вырос на 16% за год: данные РАЭК