eCommerce в условиях новой кредитной реальности

Игорь Бахарев

Российский рынок электроники и бытовой техники существенно изменился за последнее время. Банки фиксируют новую волну интереса пользователей к потребительским кредитам. По данным Минэкономразвития, спрос россиян сейчас имеет "кредитный характер". То есть на покупки расходуются не заработанные деньги, а заемные. В то же время, благодаря кредитной активности, спрос вернулся на уровень трехлетней давности.

Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев поговорил с банкирами и представителями крупнейших магазинов, чтобы узнать, что они думают о новой тенденции.

Рынок меняется

Директор розничной сети компании "Ситилинк" Александр Лозовский рассказывает, что его сотрудники постоянно путешествуют по разным городам России, изучая, как обстоят дела у конкурентов.

"В последнее время мы видим, что в магазинах бытовой техники нас перестали встречать продавцы, только сотрудники банков. Они похожи на продавцов, но лишь внешне. Они тебя оценивают с ног до головы, думают, какой тебе кредит можно дать и как его предложить".

Руководитель отдела коммуникаций PayU Сергей Абубекеров отмечает, что в последнее время рынок оживил приход более молодой аудитории.

"Все больше молодых и образованных людей покупают в кредит или рассрочку. Они не готовы откладывать покупку, хотят получить товар быстро и выгодно. И если есть возможность получить технику стоимостью 30 000 рублей всего за 1 000 рублей прямо сейчас, они готовы этим воспользоваться", - говорит эксперт.

Возможность оплаты в рассрочку "не выходя из дома" ведет к росту среднего чека и оборота магазинов, однако такая легкость имеет и обратную сторону. По мнению директора Регионального общественного центра интернет-технологий Сергея Гребенникова, с появлением удобных устройств и способов оплаты, вроде моментальных платежей, пользователи перестали ощущать факт покупки.

Директор управления телекоммуникационных услуг и финансовых сервисов "Евросети" Мария Шалина согласна с тем,что рынок меняется. Сегодня покупатель уже не смотрит на конечную стоимость девайса, он думает о цене владения за месяц, считает она. Пару лет назад все было по-другому.

"Если раньше люди задумывались "могу ли я позволить себе смартфон за 40 тысяч рублей", то сейчас они рассуждают так: "смогу ли я платить 1000 - 1500 рублей в месяц"", - говорит Шалина.

Изменения в цифрах

По оценкам "Евросети", около 35-40% россиян рассматривают покупку смартфонов в кредит. Похожие цифры оглашают и в "Связном". По итогам 1 полугодия 60% клиентов, купивших смартфон в кредит, пользовались именно различными видами рассрочки. За год этот показатель в салонах и интернет-магазине "Связной" вырос на 35%. Интересно, что в 2017 году у покупателей набрала популярность рассрочка на 24 и 36 месяцев. Люди стремятся распределить свои затраты на все более длительные сроки.

По оценкам директора по развитию продаж карты рассрочки "Совесть" Дмитрия Соколова, в крупных сетях с помощью кредитов и рассрочки могут покупать от 15 до 30-35% смартфонов и крупной бытовой техники. При этом если в сегменте БТиЭ кредиты и рассрочки существуют уже давно, и там много разных финансовых программ, то у ритейлеров одежды, в продуктовых магазинах, в фарме подобное поведение клиентов только зарождается.

Рост популярности рассрочки затронул те сегменты, где раньше она почти не использовалась, отмечают банкиры. Особенно это касается рассрочки внутри кредитов, где цифры очень высокие.

"При анализе кредитных выдач нашего банка видно, что если в сегменте "бытовая электроника" доля рассрочки уже довольно давно выше 70%, то в сегменте "связь" в среднем с начала 2017 года она составила 74% против 68% в среднем за 2016 год. В сегменте "одежда" этот показатель в среднем с начала 2017 года составил 82%, что на 8 п.п. выше значений 2016 года. Существенный рост отмечен в сегментах "мебель", "туризм", "фитнес", "медицинские услуги" и "ювелирные изделия"", - рассказывает аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский.

Председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов, напротив, считает, что пока говорить о серьезных изменениях стоит именно для рынка смартфонов и другой персонализированной техники, ведь сегодня гаджеты очень важны для человека. Смартфон - это не только средство коммуникации, но и способ хранения массивов информации, оперативного доступа в интернет и даже создания произведений искусств.

Приобретая дорогой смартфон, человек получает и важного помощника в повседневной жизни. Поэтому люди думают не только о его стоимости, а рассчитывают, какую ценность гаджет может собой представлять, заявляет Логунов.

Причины перемен

Что же побуждает потребителей все чаще прибегать к банковским услугам? В первую очередь, это стоимость кредита. В России процент населения, пользующегося услугами кредитования, всегда был значительно ниже, чем в США и Европе. Однако за последний год значительно снизились ставки, сейчас они доходят до 13-15%, а это означает, что все большее количество людей покупают товар в кредит.

Вторая причина, которую называют эксперты - рост финансовой грамотности людей. Покупатели лучше знают о разных видах кредитов, учатся тщательнее планировать расходы в условиях кризиса.

"Россияне все больше внимания уделяют условиям кредитования, поэтому решение приобрести потребительские товары в рассрочку на сегодняшний день - достаточно взвешенное", - считает директор по продуктам процессингового центра PayOnline Мария Горячева.

Еще одна причина популярности рассрочки заключается в том, что заметно ростет количество партнеров, предоставляющих такой продукт в магазинах электроники, добавляет представитель "Связного" Сергей Тихонов.

Наконец, в изменениях потребительского поведения виноваты и новые финансовые продукты. В частности, речь идет о картах рассрочки, которые делают ее доступной в тех сегментах, где раньше ее просто не существовало. Сейчас на рынок вышли подобные продукты от нескольких банков.

"В зарубежных странах этот финансовый продукт давно является нормой. Например, в Израиле 25% покупок в крупных розничных сетях совершают именно в рассрочку по подобным картам, а в Турции карты рассрочки занимают 35% в общем обороте покупок по кредиткам", - напоминает Дмитрий Соколов.

Магазины получают несомненный бонус от сотрудничества с банками, предлагающими карты рассрочки. Например, в сегменте "электроника" средний чек клиента, которые их использует, примерно на 90% выше, чем при покупке за собственные деньги, утверждает Соколов.

"В DIY появление карт рассрочки растит средний чек на 140%, в детских товарах - на 180%. Интересные изменения мы замечаем и в фарме - например, в результате пилота, проведенного картой "Совесть" и сетью аптек "36.6" в начале июля 2017 года в Москве, при покупке по карте рассрочки число покупок в чеке на 75% больше, чем при оплате собственными средствами", - добавляет финансист.

Что год грядущий нам готовит?

Эксперты уверены, что стоит ждать все большей закредитованности покупателей. В "Евросети" уверены, что с учетом увеличения стоимости гаджетов, процент россиян, которые рассматривают покупку смартфонов в кредит, будет продолжать расти.

Эту волну уже почувствовали не только банки, но и маркетологи. Заместитель председателя правления "Локо Банка" Андрей Люшин рассказывает, что несколько лет назад маркетинговые отделы большинства автодилеров России (в первую очередь Москвы) стали на рекламных щитах указывать месячную стоимость владения автомобилем, и тем самым привлекать новых клиентов. "Сейчас этот тренд стал распространятся и на менее дорогие товары", - отмечает банкир.

Аналитик Группы компаний "ФИНАМ" Леонид Делицын полагает, что мы находимся в промежуточной стадии, когда уже осознаем, что в течение этой жизни не сможем выплатить кредиты, "но еще вяло реагируем на это".

Жители развитых стран имеют многолетний опыт жизни в условиях перепроизводства и отсутствия текущих средств для приобретения товаров и услуг, напоминает эксперт. Они выплачивают ипотеку, многократно реструктурируют долги за образование, а многие уже проходили через личное банкротство. Поэтому они привыкли не особо обращать внимание на то, что сколько стоит.

"Отечественный потребитель пока не прошел болезненную фазу страха и неуверенности, однако, лет через пять или десять тоже привыкнет, что от кредитов не умирают", - заключает Делицын.

Материал по теме

Какие eCommerce-площадки могут исчезнуть за год: прогноз S&P Global и RapidRatings

Материал по теме

АКИТ: рынок онлайн-торговли ждёт волна банкротств

Материал по теме

ЦБ готовится приравнять BNPL к рассрочке

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-торговля обгонала розницу: аналитика Сбер

Аналитики Сбербанка зафиксировали рост оборота онлайн-покупок в России за 2023 год на 19%. Это значительно выше, чем рост офлайн-торговли, который составил 13%. Средний чек в интернет-магазинах также оказался в...

WildBerries: маркетинговый текст на фото товаров под запретом

С 11 марта WildBerries (WB) вводит новые правила оформления фотографий карточек товаров. Теперь на них запрещается наносить текст, который не имеет отношения к самому товару, то есть любой маркетинговый тек...

Авито запускает собственную сеть пунктов выдачи заказов

Платформа "Авито" объявляет о запуске Avito Branded Delivery, новой опции, которая позволит пунктам выдачи заказов (ПВЗ) напрямую подключаться к "Авито Доставке" и сотрудничать с платформой для приема и выд...

Маркет добавил возможность начислять баллы Плюса за фото в отзывах

Продавцы Яндекс Маркета получили возможность начислять дополнительные баллы Яндекс Плюса тем покупателям, которые оставят в отзыве фотографию. Это поможет магазинам получить более качественные отзывы, а покупат...

Сервис DoggyBag поможет Вкусвилл с утилизацией остатков

В приложении DoggyBag, где кафе и рестораны продают со скидками нераспроданную еду, появились магазины ритейлера "Вкусвилл". "Доггибэги" – это наборы еды, состав которых пользователь не может выбрать...

Авто в один клик: Мегамаркет запустил продажу автомобилей

Мегамаркет начал продавать автомобили. На маркетплейсе представлены модели разной ценовой категории. На данный момент опция доступна в Москве и Санкт-Петербурге. Для пользователей Мегамаркета ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.