Дроны по-русски: взгляд со стороны логистики
Игорь Бахарев
На прошлой неделе «Почта России» сообщила, что планирует начать использовать беспилотники для доставки посылок. Как заявил генеральный директор ведомства Дмитрий Страшнов, оператор намерен реализовать проект в течение нескольких лет. Он назвал дроны «модной темой». Генеральный директор CopterExpress Олег Понфиленок рассказал нам, что в его компании уже готовы образцы полноценных дронов, которые могут перевозить грузы до двух килограмм на расстояние до 10 километров. Испытания пройдут летом, а первые образцы будут пущены в ход в следующем году. В свою очередь наши законодатели
Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев побеседовал с различными игроками логистического рынка, чтобы узнать, что они думают по поводу перспектив использования дронов в доставке, нужны ли им беспилотники, а если да, то зачем.
Заместитель генерального директора МаксиПост Алексей Прыгин:
Теоретически дроны - задумка неплохая, но на текущий день она вызывает больше вопросов, чем дает убедительных ответов. Взять, например, доставку пиццы – такие попытки уже в России были. Выглядело это так: дрон прилетел, спустил пиццу курьеру на ровной просторной площадке, курьер взял груз и передал его клиенту. То есть дрон не заменил курьера, тому все равно пришлось приехать к заказчику. Сразу возникает вопрос – а в чем выигрыш? И курьеру платить надо, и за «услуги» дрона тоже.
Кроме того наше законодательство пока не готово к массовому коммерческому использованию беспилотников. Возможно, Дума примет закон о разрешении полетов лететельными объектами до 30 кг, а может и нет. Жизнь покажет.
Наконец дроны не смогут обеспечить тот уровень сервиса, к которому привык российский покупатель, а именно: частичную доставку, примерку, оплату наличными при получении. А что делать, если покупатель ждет посылку, а за окном дождь, снег или сильный ветер? А если нет ровной площадки, на которой можно принять груз? Не залетит же дрон в квартиру или бизнес-центр? В конце концов, в России их придется делать вандалоустойчивыми и снабжать особыми средствами защиты от воровства, что сделает их производство экономически нецелесообразным. Учитывая все это, я пока не вижу здесь массового рынка в онлайн ритейле.
Наша компания пока не планирует в ближайшем будущем использовать дроны в доставке. На сегодняшний день использование дронов в доставке это не более чем PR-акции, которые не имеют ничего общее с практической стороной и массовым использованием. Думаю, что мы подождем и посмотрим, как освоят дронов первопроходцы, а потом, учитывая их опыт и ошибки, будем вырабатывать свою стратегию.
CEO компании PickPoint Надежда Романова:
Будущее, безусловно, за автоматизированными сервисами доставки. Любой сервис, осуществляющий услуги без влияния на процесс человеческого фактора всегда более совершенен.
Доставка беспилотниками заказов в чистом виде для PickPoint не очень актуальна. Для нас больше подойдет вариант с мобильным постаматом, который в любой момент может стать личным почтовым ящиком для получателя. Мы уже думаем в этом направлении.
Начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин:
Беспилотники необходимо разделить на три условных типа: водные, воздушные и наземные.
Наиболее вероятным на данный момент является запуск воздушных беспилотников, хотя частота их потерь при минимальной грузоподъемности очень высока. Для меня ближе тема наземных беспилотных транспортных средств. Этот сегмент рынка будет пользоваться достаточно высоким спросом у почтовых и логистических операторов, даже при весьма высокой стартовой стоимости самого аппарата он способен экономить средства перевозчика, так как любая междугородняя доставка содержит в себе от 20 до 40% оплаты труда водителя.
Основатель Bringo Марк Капчиц:
Для использования дронов в России есть несколько значительных интежерно-технологических проблем:
а). Дроны ненадежны в российских климатических условиях.
Климатически «прародина» такого способа доставки, США, гораздо более приветлива к дронам. Отрицательная температура в течение 9 месяцев на большей части территории России является важным «минусом», большинство дронов не способны «выдержать» жесткий температурный режим.
б). Дронам неоткуда взлетать и некуда приземляться.
Идеальный вариант – ПВЗ для беспилотников и аналогичный терминал неподалеку от получателя, который (получатель) сможет дойти и забрать товар, но тогда идея превращается в систему постаматов с экзотическими и не очень надежными курьерами.
в). Воздушное пиратство
Darknet буквально переполнен устройствами, «гарантирующими» успешную охоту на чужих дронов: электромагнитные «пушки», гарпунные аппараты и т.д. Некоторые из них действительно работают, и могут прерывать контакт дрона с пультом управления, отключать систему навигации, или даже перехватывать управление прямо на лету.
Но это не всё. В работе с дронами существует ещё несколько внушительных «но», которые пока что мешают всерьез задуматься о внедрении:
- Дрон не страхует отправление собственными деньгами, в отличие от брингера
- На данный момент коммерческие дроны вне российского правового поля
- Даже при автоматическом формировании логистических цепочек на определенных этапах каждой доставки дрону необходим оператор
- В российских мегаполисах свободный исполнитель, которого система автоматически выбирает, как самого близкого к точке забора, всегда будет быстрее дрона/беспилотника.
Впрочем, Bringo может быть выгодно сотрудничество с компанией, осуществляющей подобные услуги.
Генеральный директор B2CPL Матвей Козловский
Частные эксперименты по использованию дронов могут начаться хоть завтра. Даже средний онлайн-ритейлер запросто может позволить себе такую забаву для рекламы. Стоимость доставки дронами выглядит привлекательной, но есть серьезные проблемы, которые нужно решить для массового запуска: вопросы с выделением воздушного пространства, организация системы обеспечения безопасности полетов, оперативной сертификации БПЛА и так далее. Все эти проблемы возможно решить только в связке с государственными органами, и они должны быть мотивированы на эту работу.
Я считаю, что для частных игроков возможность решить эти проблемы отсутствует, в отличие от «Почты России», которая при определенном стечении обстоятельств сможет защитить свои интересы в развитии такого проекта.
Также к естественным барьерам для доставки дронами в РФ я могу отнести: преобладание наложенного платежа как способа оплаты товара (о дронах, которые умеют принимать хотя бы карты к оплате, я пока не слышал), преимущественное проживание населения в многоквартирных домах, а значит, красивая история, со сбросом посылки на ухоженный газон заднего двора, исключена.
Так что если говорить о нашей компании, то мы видим куда большие перспективы в развитии индивидуальных средств телепортации курьеров ))))
Директор по логистике Boxberry Андрей Исаев:
Слабо верится в реализацию таких проектов в России. Для доставки с помощью беспилотников нужны хоть и маленькие, но аэродромы. А это дополнительные расходы, которые может взять на себя только очень крупная компания. Для Boxberry такой формат нецелесообразен, так как он приведёт к очень высокой себестоимости, а по итогу, к существенному росту стоимости услуги.
Доставка с помощью беспилотников, впрочем, применима в случае экстренной ситуации, когда цена вопроса на последнем месте.
Директор по развитию сервиса Shiptor.ru в России Андрей Лямин:
Пока ситуация напоминает разве что фантастический фильм. Верится с трудом, что доставка беспилотниками в России вообще возможна. Нет ни юридической базы, ни понимания правил безопасности полетов. Высота, «прорисовка» маршрутов в воздушном пространстве, многочисленные коммуникации и другие физические препятствия - пока никто не знает, как доставка воздухом должна работать на практике. Я уже молчу про то, что дроны стоят невообразимых денег, и курьер обходится в несколько раз дешевле.
У «Почты России» много других проблем и гораздо более приоритетных задач, так что, надеюсь, дополнительные ресурсы будут направлены на их решение. Скорее всего, реализацию возьмут на себя мелкие игроки - энтузиасты с большими финансовыми вливаниями.
В мегаполисе, где каждая минута на счету и все больше клиентов хотят доставку день в день - да, нужны. Мелкие грузы, срочные документы, забытый паспорт в аэропорт. В идеальном мире, где технологии дешевы, а законы работают, мы бы добавили беспилотники к пулу своих партнеров по доставке.
PR-директор, МОЛКОМ Полина Винокурова:
Эта технология может быть эффективно использована пока только в маркетинговых целях, например, для продвижения компаний - рекламный ролик Амазон собрал на Youtube более 16 млн. просмотров.
Нововведение будет доступно, когда в России будут созданы следующие условия:
• разработаны технические регламенты и стандарты (какие аппараты, в каких случаях могут быть использованы, на какой высоте могут летать);
• создана законодательная база, в частности, система контроля деятельности/лицензирования компаний, эксплуатирующих дроны, система страхования грузов, ответственности и т.п.;
• разработаны электронные карты;
• создана система идентификации получателей;
• создана система безопасности. Все мы видели ролик, где шимпанзе сбивает палкой дрон. Конечно, приводится утрированный пример, но он хорошо демонстрирует глубину данной проблемы.
Безусловно, реализация подобных инициатив через государственные корпорации (например, Почта РФ) - это самый быстрый способ внедрения, поскольку у госкорпораций на порядок больше инвестиций, рычагов влияния и возможностей лоббирования своих инициатив на государственном уровне, чем у прочих организаций.
Если бы сегодня была возможность обеспечить точность доставки и безопасность грузов, то МОЛКОМ одним из первых запустил бы подобную услугу, с появлением которой в области доставки заказов интернет-магазинов открываются большие возможности по развитию сервиса и оптимизации. Однако, разработка программного обеспечения, карт, систем отслеживания беспилотников, потребует масштабных финансовых вложений.
CEO & Co Founder Квикер Евгений Рубан:
Дроны - конечно очень модная тема осуждения в индустрии доставки. И мы опять бежим впереди паровоза. Однако в России много проблем с доставкой, начиная со временем доставки в регионы, заканчивая агентством доставки последней мили. Давайте создадим всю необходимую инфраструктуру для нормальной доставки по России и все её уголки, а потом будем думать, чем туда доставлять. Пока я бы рассматривал разве что доставку беспилотниками в труднодоступные регионы страны, например важных лекарственных препаратов.
Пока видится, что хороший сервис смогут предоставить только молодые игроки, которые смогут оперативно решать технологические вопросы. Возможно, лучшие из этих сервисов захотят купить крупные игроки. Но специфика российского бизнеса подсказывает, что "Почта России" будет всё делать своими силами.
Нашей компании беспилотники нужны разве что с точки зрения инфо-поводов, так как мы занимаемся первой и последней милей городской доставки, где доставка беспилотниками не очень востребована.
Кроме того, мы решили задать вопрос: «нужна ли вашему магазину доставка дронами?» двум крупным онлайн-игрокам. Вот, что нам ответили:
Связной:
Мы пока не планируем внедрение дронов в качестве одного из способов доставки заказов, так как это нецелесообразно. Если говорить о сегменте персональной электроники, то для покупателя важнее получить товар максимально быстро и удобно. 80% заказов, которые исполняет «Связной», доставляются в течение суток, и доставка какой-то части заказов дронами, на наш взгляд, существенно удлинит срок доставки.
Ozon:
Мы обсуждали эту возможность, есть ограничения: вес и разрешение на полеты. А также дальность расстояний. Даже вели обсуждение с локальной компанией примерно 1,5 года назад. В итоге, было решено, что это потенциально интересно, как удобный сервис для покупателя, однако пока из-за обозначенных сложностей, реализовать его мы не сможем.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте