LOGO

Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн

Игорь Бахарев
04 Мая 2018, в 13:39, в Новости e-commerce, в сюжете: логистика, блокчейн, доставка, технологии в ритейле

Ошибки при доставке товара — одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются клиенты интернет-магазинов. Логистика остается консервативной индустрией, которая стремится к экономии. В то же время это перспективный рынок для блокчейн-стартапов, а крупные компании внедряют блокчейн в уже сложившиеся логистические цепочки. В частности, Alibaba Australia только на днях объявила о запуске пилотного проекта Food Trust Framework, в рамках которого доставка продуктов из Австралии и Новой Зеландии в Китай будет отслеживать с помощью блокчейна.

Автор профильного портала Bloomchain Виктор Сикирин постарался разобраться, что не так с современной системой грузоперевозок, может ли блокчейн помочь российской логистике и как связаны РЖД и блокчейн-технологии.

Заказ на блокчейне

Главная задача логистики — перевезти груз из одной точки в другую в целости и точно в срок. По пути из пункта А в пункт Б с товаром могут взаимодействовать десятки участников из разных стран: водители, экспедиторы, таможенники, чиновники. У каждого из них свои правила, требования и документы. Груз могут испортить, потерять или доставить с опозданием. Полностью контролировать всю цепочку сложно, еще труднее вовремя реагировать на внезапные сложности вроде срыва поставки.

Например, вы заказываете джинсы из США. Для организации их доставки поставщику необходимы договоры купли-продажи, транспортные накладные, отсканированные и бумажные таможенные декларации, договоры по морской и автомобильной перевозке, переводы документов и т.д. В процессе задействовано множество подрядчиков, говорящих на разных языках. Если хотя бы один из них потеряет или неправильно заполнит какой-нибудь документ, сорвется весь процесс.

Схема движения товара не менялась десятилетиями: импортер — дилер — розничная сеть. Услуги посредников обходятся в 10%-45% от стоимости доставки.

Процесс становится долгим, неэффективным и дорогим; процветают «серые» схемы. Иногда логистические ошибки могут стать критическими — например, если речь идет о доставке продуктов.

Чтобы стать эффективнее, логистические компании должны обрабатывать большие массивы данных, следить за товаром в реальном времени, обмениваться информацией с партнерами. После появления технологии блокчейн именно с ней некоторые участники рынка стали связывать возможную модернизацию системы.

Зачем блокчейн современной логистике

Сокращение документооборота и количества действий. Смарт-контракты могут значительно сократить количество бумажных документов и исключить лишние операции. Достаточно один раз прописать условия сделки — и ждать их выполнения без подписания промежуточных бумаг. В результате все процессы будут проходить быстрее.

Прозрачность и полный контроль. В блокчейне можно зафиксировать весь путь товара, от производства до полки магазина. Данные всегда доступны для всех участников процесса. Если почта потеряет документы или кто-то внесет в них изменения, все данные можно будет проверить в публичном реестре. Изменить информацию задним числом не получится.

Меньше посредников. Участники цепочки могут общаться друг с другом без сервисов-посредников — а значит, и без комиссий. Чем меньше посредников, тем ниже стоимость доставки.

Решение спорных ситуаций. Публичный реестр может облегчить решение споров между участниками процесса перевозок. Доказательством правоты в таком случае послужит запись в блокчейне.

Контроль качества. В блокчейне можно хранить информацию о товарах, производителе, сроках годности. Это позволит вычислить недобросовестных поставщиков, предотвратить неправильную маркировку товаров, обнаружить поставки контрафакта.

Блокчейн для Alibaba и РЖД

Блокчейн в одиночку не перестроит всю логистику: не проложит оптимальные маршруты для водителей, не загрузит товар, не организует работу. Скорее всего, он даже не спасет от всех ошибок. Зато технология поможет упростить документооборот, обнаружить ошибки или хищения, проследить за выполнением условий контракта.

Найти практическое применение блокчейна в логистике сегодня пытаются крупные мировые компании.

IBM рассматривает возможность создания системы на базе блокчейна, которая объединит производителей, поставщиков и розничные сети. В проекте участвуют Walmart, Kroger, Unilever, Nestle, McCormick, Tyson.

Торговая онлайн-платформа TMall совместно с логистической компанией Cainiao, будет использовать технологию блокчейн в своей трансграничной системе снабжения товаров.

В начале года IBM вместе с крупным морским перевозчиком Maersk сообщили о совместной работе над глобальной логистической блокчейн-платформой. Интерес к блокчейну также проявляют Amazon, Alibaba, FedEx.

В России из крупных компаний о тестировании блокчейна пока сообщили только РЖД. Компания тестирует технологию на электронной торговой площадке, однако оговаривается, что речи о конкретных сроках и практической реализации пока не идет. О планах по использованию блокчейна осенью прошлого года говорил и гендиректор «Почты России» Николай Подгузов.

Туманные перспективы

Несмотря на привлекательные перспективы, эксперты и участники рынка признают, что переход логистики на блокчейн в ближайшее время вряд ли возможен. Одна из главных проблем — сложность внедрения технологии в реальную экономику и бизнес-процессы.

Еще одна задача связана с необходимостью создания единой блокчейн-экосистемы для всех перевозчиков. Нельзя забывать и о том, что логистический бизнес, предполагает постоянное изменение. Вопрос о том, как обеспечить корректную работу смарт-контрактов в таких условиях, остается открытым. Так же, как и вопрос коммерческой тайны, с которой трудно совместить один из базовых принципов блокчейна — прозрачность данных.

«Блокчейн хорошо работает там, где высокое (100%) качество данных и не предполагается мультивариантность. Поэтому в логистике он может применяться только на определенных участках; например, во взаиморасчетах».

«Строить цепочки для всего процесса нецелесообразно — слишком высокие затраты ресурсов. Качество данных в отрасли недостаточно высокое: существует много взаимозависимых этапов, по которым в системе может быть различная информация, и нет понимания, как это контролировать», — говорит Сергей Климаш, директор по информационным технологиям компаний DPD и SPSR Express.

Некоторые участники рынка уверены, что блокчейн будет использоваться в сфере грузоперевозок, так как строить современную логистику без передовых IT-решений невозможно. У технологии есть перспективы в отрасли, но ей мешают правовая неопределенность, технические сложности, непоследовательность и несговорчивость перевозчиков.

Похожие статьи и интервью
Повышение прибыли «М.Видео» с использованием актуальной пользовательской базы
"Онлайн-рынок детских товаров": аналитика от Data Insight
Мы идём к тотальному ретейлу
Мы тут как на минном поле работаем
Наша площадка — один из винтиков развития для рынка…
Рынок DIY в 2017-20 годах: аналитика INFOLine
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: данные Data Insight
Блокировки Роскомнадзора: промежуточные итоги и советы юристов
Персонализация интернет-магазина Petrovich.ru: 3 кейса и рост выручки на 11,4%
В Москве за 2 часа заявка на автозапчасти просто теряет…
Самые посещаемые ИМ России: аналитика от Алексея Петровского
Как обеспечить персонализированный подход в онлайне: Кейс МЮЗ
Лояльность в эпоху "постправды": аналитика BrightLocal
Что теряет магазин без мобильного канала продаж
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: обзор исследования АКИТ
3 правила успеха применения омниканального маркетинга
Фильтры с ЧПУ для интернет-магазинов: плюсы и минусы с точки зрения SEO
Data Insight назвала лидеров рейтинга E-Commerce Index TOP-100 2017 года
"Яндекс" поменяет формат продажи рекламы: что это даст?
Рынок лекарств и медицинских товаров: новое исследование Data Insight
Что нужно знать, чтобы наладить эффективное взаимодействие с курьерской службой
Как интернет-компании общаются с клиентами?
Андрей Шарак (SAP): "Потребители понимают, что информация - это актив"
В Criteo рассказали о шопинг-привычках россиян
Крушение Toys R Us: что происходит
Директор интернет-магазина ИКЕА Михаил Синягин о расширении компании и ее планах
Эксперты прорейтинговали российский e-Grocery
Зайти на наш рынок крайне сложно, да и работать непросто
Какой станет электронная коммерция в 2018-2019 годах?
Реклама у китайских блоггеров — особенности работы маркетинга влияния в Китае
Как увеличить онлайн-продажи: опыт производителей электроники и техники
Аналитика по выкупу посылок из отделений "Почты России"
Гид по доставке: частые вопросы, обзор вариантов, лайфхаки
Как малому бизнесу в eCommerce стать конкурентоспособным на международном рынке
Какую рекламу блокирует Chrome: подробности
Битва за налоги зарубежных посылок продолжается: итоги заседания ФАС
Армен Манукян (РЭЦ): небольшой FAQ о торговле на зарубежных площадках
Как привлечь клиента, не надоедая, или зачем бизнесу многоканальные коммуникации
Руслан Давыдов (ФТС): о регулировании кроссбордера, помощи экспортерам и модернизации таможни
Какие подарки россияне покупают на День Святого Валентина?
Персонализация для ритейла — актуальные технологии 2018
Рынок ждёт одного большого игрока, который диктовал бы…
Платежные тренды - 2018: чек растет, сегменты падают
Реквием по "Киберпонедельнику"
Как получить больше продаж небольшому интернет-магазину с…
Развитие продуктового онлайн-ритейла в Петербурге в 2017 году
Ретроспектива: что сбылось из eСommerce-прогнозов десятилетней давности
147 цифр о покупательском поведении в 2018 году
Доставка продуктов как драйвер российского eCommerce: прогноз экспертов
5 трендов, которые принесли успех Amazon в 2017 году
Война Alibaba против Amazon в инфографике
О "Юлмарте", зарплатах в DNS и рынке электроники
Пять выводов из краха Wikimart
Все точки над i в чеках при доставке товара покупателю
Чат-боты в eCommerce: на пороге 2018 года
Главные события отечественного eСommerce 2017
Зачем оптовикам онлайн: попытка анализа
8 ключевых маркетинговых трендов в eCommerce 2018 года: версия Criteo
Тренды маркетинга в 2018 году: мнение экспертов
E-Grocery на практике: кейс сети "Глобус"
Россияне взяли курс на позитив
Мобильные приложения в ритейле и тренд на AR: кейс Leroy…
Время кадровых перетасовок
8 трендов eCommerce-логистики от Data Insight
Власть и Китай: что пугало и веселило в 2017 году
Тренды года: что двигало рынок в 2017 году
Год клиента: итоги 2017 года и взгляд в 2018
Как попасть на первые строчки выдачи
Новые поправки ФТС: Подарков не ждите
плохая погода может принести на 10-20% больше заказов
Онлайн-продажи в сегменте БТиЭ: данные "М.Видео" и "Эльдорадо"
Лучшие дни для выкупа заказов: подробная статистика
Легален ли предраспродажный "разогрев" Aliexpress: мнение экспертов и юристов
Борьба с нечестными скидками: кейс отключения Pleer.ru
Онлайн-продажи в сегменте БТиЭ: обзор рынка
Линар Хуснуллин (KazanExpress.ru): мы без напряжения дадим цену Aliexpress и даже чуть ниже
"День холостяка" статистика от admitad
Участие в “Черной Пятнице”: новые возможности для интернет-магазина
Почему вы рискуете, если ваш интернет-магазин не приспособлен для покупок с телефона
Черная пятница: аналитика по миру и России
Интернет-продавцов загоняют в налоговую
Онми и кросс-девайсные продажи: исследование Criteo
Яндекс.Маркет - наши конкуренты
Праздничные покупки в США: статистика и тенденции (инфографика)
Новые поправки в N54-ФЗ: попытка обзора
Data Insight: Перспективы интерактивной рекламы в России
От планов по запуску маркетплейса мы не отказываемся
54-ФЗ: как интернет-магазины переходили на онлайн-кассы
Детские товары в 2017 году: обзор рынка
"Черная пятница" умерла, да здравствует "Черный ноябрь"!
"Юлмарт" провел поиск "нового спиннера"
Лишь у 1% сайтов малого бизнеса существует мобильная версия
С2С-продажи: обзор рынка от Data Insight и Avito
Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец
Мифы о контекстной рекламе
Кто самый авторитетный специалист в E-commerce в России