Дмитрий Мамонов: "У "Яндекса" вряд ли есть серьезные претензии к нашей работе"
Игорь Бахарев
Чуть больше года назад"Яндекс" запустил новый логистический сервис – Яндекс.Доставка. Тогда руководитель Яндекс.Маркета Павел Алешин рассказывал, что таким образом компания хочет содействовать развитию eCommerce в регионах России. Впрочем, конкретных планов не оглашалось. С тех пор представители "Яндекса" были скупы на комментарии и новости.
И вот нам удалось взять интервью у руководителя Яндекс.Доставки Дмитрия Мамонова
С момента официального открытия сервиса вы почти не выходили к прессе, чтобы похвастаться достижениями. Поэтому начнем именно с хвастовства. Чего вы добились за год?
Мы до сих пор не очень хотим хвастаться своими цифрами, особенно сейчас, когда только-только закончился «мертвый сезон». Вот отработаем «высокий сезон», тогда, в начале января, будет что рассказать. Первый год работы был для нас, своего рода, притиркой. Мы пытались найти общий язык с партнерами, договориться о сотрудничестве, наладить операционные процессы. Активно «выходить в массы», участвовать в конференциях, агитировать к нам подключаться и прочее мы начали только с конца апреля. С момента открытия мы стабильно растем месяц к месяцу. Вот в августе мы выросли на 28% относительно июля по количеству заказов, отгружаемых через наш сервис. И это в «мертвый сезон», повторюсь. У нас было небольшое замедление роста в июне-июле, это было связано в том числе с процессом реструктуризации. Мы переводили договоры с партнерами и заказчиками на другое юридическое лицо, были паузы в перечислении денег в магазины.
Вот, раз сами напомнили. Цитирую форум на одном из тематических сайтов: «Перестали выплачивать деньги за заказы с 24 мая. Прислали письмо о задержке на 5 дней, а потом и платежи возобновятся. Сегодня вечером отключился сайт и личный кабинет, а поддержка говорит, что уже не 5 дней, а 7 рабочих, да и то начиная после выходных. Мы прекратили сразу отгружать на единый склад, но хотелось бы продолжить работу, было удобно». Парируйте.
Да, 24 мая “зависли” деньги у некоторых магазинов как раз в связи с переходом на другое юридическое лицо. Но вообще-то стоит сказать, что условия договора мы не нарушили. По договору мы перечисляем деньги «не реже одного раза в неделю» (От редакции: то есть не реже одного раза в пределах календарной недели). Мы 24 мая делали перечисление, а после этого следующее перечисление было в четверг или пятницу на следующей неделе. Так что нарушения не было. (От редакции: 24 мая в этом году пришлось на вторник)
Сколько вам, в среднем, магазин платит за доставку?
Около 280 рублей. По итогам года работы мы, набрав клиентов и объемы, получили у ряда партнеров скидки, которые сейчас транслируем магазинам. Например, у нас есть скидка 20% на доставку через DPD. Далее договорились о скидке 30% на тариф «Эконом» для крупногабаритных грузов, ее мы в этом месяце тоже начнем транслировать в магазины. Также по итогам работы с компанией InPost мы ввели новый тариф - 99 рублей для доставки в Москву, Питер и города-спутники. Все, что войдет в терминал до 10 килограмм можно отправлять по этой цене.
Вы говорите о росте числа отгрузок. А что с числом подключенных магазинов? В августе вы рассказали нам, что к "Доставке" подключился 1000-й магазин — My Green Style, который специализируется на экологических товарах.
Число магазинов тоже растет. Тысячный к нам подключился в июне. Сейчас их уже больше 1300, поэтому динамика очень хорошая. Это именно те магазины, кто регулярно отправляет грузы Яндекс.Доставкой. Вместе с тем, логистические процессы не очень динамичны с точки зрения подключения к новым доставщикам. Этот процесс происходит офлайн, поэтому многие магазины боятся, щупают, пробуют, тестируют, как все работает. Многие находятся в процессе подключения: кто-то интегрируется, кто-то ждет модулей.
Кстати, многие жалуются на проблемы интегрироваться с вашим сервисом. Что происходит?
Проблемы в первую очередь вызваны тем, что у нас пока нет модулей для популярных CMS-систем. В этом квартале мы договорились с подрядчиками, которые делают модули. В частности осенью должны появиться модули Bitrix и retailCRM, их ждут много магазинов, чтобы интегрироваться и войти «в сезон» уже с работающим процессом. У нас есть план сделать простую интеграцию через модули для ТОП-10 основных CMS-систем. Мы договариваемся с владельцами движков, которые на своей стороне вшивают модуль, а если нет владельца, то ищем студию, которая для нас это делает.
А у "Мультишипа" не было таких модулей в свое время?
Там были модули, но мы существенно изменили софт и платформу, и эти модули стали неактуальными. Время идет, и сами CMS-системы за это время поменялись, без поддержки все устарело.
Существует ли хотя бы одна CMS-система, про которую вы можете сказать, что если магазин создан на ней, то точно не будет проблем с интеграцией?
Интегрироваться можно практически с любой CMS платфомой, код доступа которой открыт.
Сейчас есть модуль для RetailCRM, но часть функционала все равно необходимо донастраивать через наш личный кабинет, например, подтверждать отгрузку, печатать документы и прочее. Скоро доработаем совместно с коллегами из RetailCRM.
Какое среднее время подключения магазина? Вот, к вам с нуля пришел магазин. Когда вы его подключите?
Если речь идет о минимальной интеграции, то в среднем около 7 дней. Это реальное время от момента подачи регистрации, до момента начала отгрузок. И мы хотим сократить это время в два раза.
А кто из этих магазинов реально отгружает вам товары? Есть ли кто-то, кто уходит?
Около 50% отгружают заказы ежемесячно. Есть магазины, которые сами приостанавливают свою деятельность, это не связано с Доставкой. Мы связываемся с магазинами, которые с нами работали и вдруг перестали, чтобы выяснить, что произошло. Обычно оказывается, что просто лето на дворе, спад продаж. Поэтому некоторые магазины отключаются сразу после майских праздников, им выгоднее уехать на дачу и копать картошку, а вернуться в августе-сентябре. Просто поддержка магазина, реклама и прочее дороже, чем прибыль от продаж.
Какие-нибудь планы на развитие в регионах?
Мы пока работаем только с Москвой и Подмосковьем. Планируем осенью включить наш сервис в Питере, и в этом году на этом и остановимся. Мы понимаем, что нужно идти в регионы, но пока большая часть магазинов - это Москва и Питер, нам нужно здесь отработать нашу схему, получить достаточное количество партнеров, нарастить спрос, а только потом идти в другие города.
А что с доставкой в регионы? Какое реальное покрытие? Это не праздное любопытство. Вот еще одна жалоба: «Пытаемся работать с Яндекс.Доставкой, у них катастрофическая ситуация с почтовыми отправлениями. Они декларируют отправку почтой, но забыли отметить, что отправляют далеко не во все почтовые отделения. В результате многие клиенты не могут оформить свой заказ, т.к. даже если у них почта есть - Яндекс туда не шлет». Как быть магазинам?
Могу ответить в цифрах. В текущем состоянии «Почта России» отгружает нашим партнерам посылки в 37500 отделений почтовой связи. Из них в нашем сервисе доступно около 32000. То есть где-то около 5000 отделений пока не задействованы. Это очень мелкие поселки и труднодоступные точки. Плюс мы не показываем те точки, которые доступны только через авиаперевозку либо комбинированную перевозку. Там отдельное ценообразование, мы сейчас думаем, как этот способ доставки к нам интегрировать. Но доля заказов в эти регионы очень маленькая. Кроме этого есть некоторая задержка в синхронизации нашей базы населенных пунктов. Когда мы запускали сервис, в геобазе Маркета было порядка 5000 точек по всей России. Сейчас мы ее увеличили до 31500. И буквально в этом месяце добавится еще около 6000 локаций. 70% жалоб должна исчезнуть.
А где компания может посмотреть, может ли она отправить заказ или нет?
В нашем калькуляторе на сайте, который мы подключили пару месяцев назад. Там есть возможность проверить, есть ли выдача в населенном пункте и сколько доставка будет стоить, ездят ли курьеры, есть ли самовывоз и прочее.
Многие жалуются, что проблема с «Почтой России» заключается в том, что они не принимают по одной посылке, к тому же выгрузка данных у них идет так, что с этим нужно разбираться. Как вы решили эту проблему?
Мы отгружаем заказы через нашего партнера, компанию «РБ логистик». У них уже налажено сотрудничество и никаких проблем с XLS-файлами «Почты» там нет. Кроме того, мы взаимодействуем с новыми сервисами «Посылка-онлайн» и «Курьер-онлайн» и активно думаем, как все процессы упростить.
Ещё на вас жаловались, что у вас есть проблемы с возвратной логистикой. Ряд магазинов испытывал проблемы.
Были сложности с компанией Boxberry, которые в этом году переехали в новый большой сортировочный центр за МКАД. И в связи с этим были некоторые задержки. Всё остальное работает нормально. Товары не реже раза в неделю свозятся в наш сортировочный центр и оттуда их забирают магазины самостоятельно или с очередным забором заказов на доставку курьер привозит все возвратные заказы.
Что с новыми партнерами? Есть ли переговоры с компаниями, типа «Мультишипа»?
Мы как раз по опыту работы с «Мультишипом» решили, что лучше создавать подобный сервис изнутри, чтобы мы сами могли понимать, что происходит и контролировать процесс. Безусловно, мы сотрудничаем с разными студиями, которые занимаются разработкой, но в разовых проектах, например, для написания внешних модулей. Ядро у нас свое, мы пишем его сами.
А логистические партнеры новые какие?
Мы год назад запускались, если вы помните, с 5 партнерами. Вначале были доступны только две службы доставки: «Стриж» и Boxberry. И далее подключили «Аксиомус», DPD и «Почту России». Теперь у нас уже семь партнеров, еще InPost и «МаксиПост». Также на этапе тестирования еще три партнера - PickPoint, ПЭК и СДЭК. Мы хотим, чтобы суммарно было 10, чтобы была представлена вся география.
То есть если договор будет подписан, вы будете доставлять в ящики Qiwi?
Да, мы уже тестируем с ними доставку, впрочем, постоматы у нас уже есть - InPost.
Новые склады не планируете арендовать?
Пока у нас один склад в Москве на базе компании «Стриж». Наш партнер выделил нам отдельное помещение, отдельный персонал. Сейчас мы тестируем второй склад на базе «РБ логистик». У них большой опыт в работе с крупными магазинами, они могут принимать товары большими фурами.
Говорят, что в «Яндексе» есть практика: если рабочая группа по какому-нибудь проекту валит сроки запуска или выведения метрик на запланированные уровни, их расформировывают и набирают новую. Вот скажите, как вы считаете, довольны ли группой «Яндекс.Доставка» в Яндексе? Вы, безусловно, важный стратегический проект, но...
Наша динамика роста положительная, так что вряд ли есть серьезные претензии к нашей работе. Никаких массовых увольнений у нас не было, наоборот, наша команда растет, была в три раза расширена проектная команда, мы эффективно выстраиваем рабочие процессы.
С Дмитрием Мамоновым беседовал главный редактор E-peppr.ru Игорь Бахарев
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте