Китай меняет правила игры для российских экспортеров

Игорь Бахарев

Китай изменил порядок взимания налога на импорт. Согласно новым правилам, которые вступят в силу в апреле, налог на добавленную стоимость составит 11,9%, а посылки до 2000 юаней ($306) освобождаются от пошлин. 

Согласно действующему закону, стоимость товаров в зарубежной посылке, предназначенных для личного пользования гражданина Китая, не должна превышать 1000 юаней ($153), при этом ежегодный лимит — 20 000 юаней ($3055). Налог составляет 10%-50% от стоимости продукции в зависимости от ее типа, но если налог меньше 50 юаней ($7.65), то потребитель освобождается от уплаты пошлины. 

Основные категории товаров и размер пошлины: 

  • Продукты – 10%
  • Алкоголь – 50%
  • Одежда – 20%
  • Косметика – 50%
  • Электроника – 20%

Новый законопроект положительно скажется на деятельности продавцов тех товаров, которые облагаются высокими пошлинами. Например, китайский покупатель приобретает рубашку за $20. Согласно старым правилам, он должен заплатить пошлину в размере $10, а после вступления в силу новых — всего $5.95 (налог на добавленную стоимость 11,9%). Другим ритейлерам инициатива может повредить. Так, посылки с зарубежными продуктами и товарами для детей могут стать для китайцев значительно дороже.

Сейчас в Китае действуют упрощенные правила ввоза товаров в страну, которые позволяют зарубежным ритейлерам реализовывать свою продукцию на территории 10 зон свободной торговли без прохождения проверок и таможенной очистки. Однако, китайские продавцы выступили против такой системы, так как они обязаны платить пошлину за ввоз товаров в страну, а также взимать с покупателей НДС в размере 17%. 

Представитель китайского онлайн-ритейлера детских товаров Leyou заявил, что считает такую политику несправедливой, потому как продавцы из других стран находятся в более благоприятных условиях. Кроме того, иностранные товары не проходят государственную проверку, поэтому качество их продукции может быть под вопросом. 

Из-за падения рубля все больше ритейлеров из России задумываются об экспорте в Китай. Для того, чтобы наладить сотрудничество, нужно принять во внимание множество факторов, включая востребованность конкретной продукции в КНР. На сегодняшний день Китай наиболее активно импортирует следующие категории товаров (в скобках указан рост за последние пять лет): 

  • Предметы искусства и коллекционирования (+7,061%)
  • Злаки (+477%)
  • Молочные продукты, яйца, мед (+402%)
  • Сахар (+395%)
  • Мясо и морепродукты (+278%)

Отметим, что именно продукты являются основными товарами, которые в Китай поставляют продавцы из России. Как рассказывал Гендиректор российского подразделения  JD Виктор Сюй, китайские потребители особенно ценят российское молоко и рыбную продукцию, крабов, креветки, шоколад, некоторые сорта пива, кондитерскую продукцию.

Впрочем, пока нельзя сказать наверняка, как нововведение повлияет на продавцов из России, которые уже занимаются ввозом товаров в Китай.

Экс-министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник считает, что в России, к сожалению, очень мало таких интернет-площадок, которые могут массово заинтересовать китайских интернет-пользователей. «По сравнению с Aliexpress наши небольшие интернет-магазины просто незаметны. Хотя, некоторые могут продавать какую-то эксклюзивную сувенирную продукцию, но на сувенирах нельзя построить массовый экспорт», - рассказала она Epepper.ru. Налог на покупку продуктов питания в результате новых инициатив вырастет на 2%, поэтому новые законы будут лишь мешать экспорту российской продукции. «Наиболее выгодна данная ситуация будет для производителей косметики, там налог уменьшится на 38%, но российские производители косметики немногочисленны и не популярны за рубежом», - добавила Скрынник.

С ней согласен и гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Эксперт сомневается в каких-либо изменениях для российского экспорта от новой инициативы властей Китая. «У нас объемы пока такие мизерные, что их даже объемами не назовёшь», – говорит он.

Что касается неродовольственного экспорта, то, считают эксперты, надо искать новые ниши. Однако это очень тяжело. "На данный момент нам сложно предложить китайцам множество новых категорий товаров, чего-то такого, чего у них нет. И, конечно же, нужно быть готовыми к тому, что формирование спроса на нашу продукцию в Китае само по себе может стать масштабной и непростой задачей", - директор по продуктам торговой площадки ToBox Денис Пономарев.

Директор по маркетингу компании UCHINA Артем Жданов напоминает, что у товаров из России нет никаких преимуществ перед тем, что экспортируется в Китай из других стран. «Я бы даже сказал, что имидж и авторитет российских товаров проигрывает Европе, США, Австралии, Новой Зеландии и многим другим. Российские товары совсем не известны, и Россия сама по себе не является брендом. Аргументы, что у нас отличное качество по низкой цене, здесь не работают». Что касается налоговых изменений, то, считает эксперт, вряд ли это как-то глобально повлияет на рынок. Ведь все наши немногочисленные экспортеры завозят в Китай оптовые партии. "Если честно, я не могу назвать ни одного примера российского интернет-магазина, который бы пользовался популярностью у китайцев", - говорит Жданов.

Ранее правила беспошлинного ввоза изменили в США. В Конгрессе одобрили законопроект о том, что порог для посылок, приходящих из-за рубежа, будет увеличен с $200 до $800. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает, что облегчение налогового бремени в Китае и одновременно в США – своего рода подготовка к торгу по «электронной ВТО» или «ВТО 2.0». Напомним, что о необходимости создания такой организации говорят очень давно. В частности, глава Alibaba Джек Ма заявил об идущей работе по ее созданию на 10-й саммите G20 в турецкой Анталье в ноябре прошлого года.

Академический руководитель образовательной программы «Электронный бизнес» ВШЭ Михаил Комаров в разговоре с Epepper.ru заявил, что также не исключает, что данная мера китайских властей связана, в том числе, с понижением порога ввоза в США. Однако, основная суть этого решения, по его мнению, направлена на повышение «собираемости» средств – как за счет таможенных платежей, так и за счет налоговых платежей. «Я думаю, что таким образом власти пытаются перераспределить получаемые с налогами или пошлинами средства», – говорит эксперт. Чтобы говорить подробнее, надо понимать статистику по ввозу товаров, которые попали под смягчение, и тех товаров, которые попали под наложение нового налога на добавленную стоимость.

Материал по теме

Закон о платформенной экономике: традиционный ритейл требует регулирования маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Продавцы маркетплейсов получат право запрещать скидки на свои товары

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как отделу разработки и SEO работать вместе, чтобы создать крутой сайт

Разработка нового сайта — это не просто техническая задача. Это настоящее командное приключение, в котором должны слаженно работать разработчики и специалисты по SEO. Цель — создать сайт, который будет и кра...

"Золотое Яблоко" удвоило онлайн-продажи

Российский бьюти-ретейлер "Золотое Яблоко" по итогам 2024 года увеличил выручку на 66,3% — до 155,5 млрд рублей (без НДС). Основной драйвер роста — стремительное развитие онлайн-направления: за год оборот и...

Apple доминирует на рынке б/у смартфонов в России

В 2024 году на вторичном рынке смартфонов в России лидировала продукция Apple – на нее пришлось 63% всех продаж, сообщают эксперты компании Авито, которые провели исследование, проанализировав продажи через...

Как социальная коммерция помогает среднему ритейлу бросать вызов гигантам: опыт UK

Британские ритейлеры среднего звена отмечают, что социальная коммерция способствует демократизации розничного сектора, предоставляя компаниям равные возможности для конкуренции с крупными корпорациями. Согл...

"Купер" расширяет аптечный ассортимент за счет сети "Максавит"

Сервис доставки "Купер" начал сотрудничество с аптечной сетью "Максавит", добавив в свой каталог более 12 тысяч товаров — от лекарств и БАДов до средств гигиены. Теперь заказать аптечную продукцию можно в 9...

Amazon предложил купить TikTok перед угрозой запрета в США

Amazon в последние дни перед истечением срока ультиматума для TikTok направил предложение о покупке популярного видеосервиса, сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в Белом доме. Согласно...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.