Чего хотят онлайн-торговцы: новое исследование НАДТ, DPD и PickPoint
Игорь Бахарев
Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) совместно с логистическими компаниями DPD и PickPoint объявили итоги исследования e-Commerce FUTURUM 2022. Исследователи попытались оценить популярные ИТ-концепты, технологии и сервисы для онлайн-торговли и вероятность их развития в ближайшем будущем.
В процессе исследования было опрошено 170 владельцев и топ-менеджеров крупнейших интернет-магазинов, сервисных провайдеров, а также экспертов отрасли. Респонденты оценили актуальность технологий блокчейн, Big Data, 3D-печати, перспективы перехода пользователей на мобильный интернет, вероятность появления новейших технологий в сфере рекламы и платежей, роботизацию фулфилмента, использование дронов для сбора и доставки онлайн-заказов, а также вероятность отказа от курьерской доставки в пользу пунктов выдачи заказов и постаматов в перспективе 3-5 лет.
Опрошенным предлагалось ответить на 15 вопросов, оценивая вероятность наступления того или иного события по шкале от 1 (этого никогда не произойдет) до 10 (это неизбежно случится).
Полученные ответы были сгруппированы по трем показателям:
- оценка от 1 до 3,5 – отсутствие интереса или крайне низкий интерес;
- оценка от 3,5 до 6 – выжидательная позиция, неопределенность;
- оценка более 6 – большой интерес, востребованность, задачи для разработки
Выяснилось, что представители бизнеса крайне скептически относятся к каким-либо серьёзным технологическим новшествам. Они пока не ожидают, что использование технологий блокчейн станет повсеместным (оценка по вопросной шкале - 4,7), совсем не верят, что скоро кардинально поменяется формат доставки, а ПВЗ вытеснят курьеров полностью (3,8). Нет надежд на развитие дронов или роботов для использования тех на «последней миле» или в фуллфилменте (3,5 и 4,3 соответственно). Со скептицизмом отнеслись респонденты даже к тому, что мобильный интернет сменит дестктопный (4,0), хотя об этом тренде все говорят уже какой год.
«Пока использование дронов не вышло из стадии эксперимента, и в ближайшие 3-5 лет эта ситуация не изменится. Но в более отдаленном будущем автоматизированные системы доставки будут играть значительную роль в мировой логистике, в том числе и в России, например, для доставки в труднодоступные места или быстрой доставки», - говорит Леонид Зондберг, DPD.
Осторожные ожидания бизнеса есть по отношению к тому, что маркеплейсы сольются с социальными сетями и резко вырастут c2c-продажи (5,9), к тому, что технологии Big Data изменят все ранее работавшие модели лояльности и привлечения покупателей, а 3D-печать, в свою очередь, поменяет мир производителей (6,7).
Бизнес ждет новых технологий оплаты в интернете (8,0), новых рекламных каналов (7,3), маркетплейсы, ориентированные целиком и полностью на контакт производителей с конечными покупателями (7,7) и развитие кросс-бордера (8,5).
В результате анализа полученных данных, считают авторы исследования, стало очевидным, что руководство интернет-магазинов более консервативно, чем топ-менеджмент сервисных компаний.
«Все, что удобно покупателям, – будет востребовано. Все, что упрощает нашу жизнь, – будет развиваться. Исследование НАДТ подтвердило наше мнение, что существующие форматы доставки сохранятся в ближайшие 3-5 лет. При этом произойдет перераспределение долей между ними в пользу более технологичных сервисов «последней мили». По сути, мы уже наблюдаем, как постаматы вытесняют курьерские службы доставки в ежегодном диапазоне 5-10%. Самым важным аргументом в пользу автоматизированных каналов доставки становится обилие и простота внедрения сервисов, которые они могут предложить получателям. Организовать прием безналичной оплаты, возврат неподошедшего товара, удобную обратную связь и маркетинговые акции гораздо проще и качественнее на базе высоких технологий», - говорит Надежда Романова, CEO PickPoint.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте