Отчет «Online Retail Is Front and Center in the Quest for Growth»

Игорь Бахарев

kirill-vorobyovДобрый день! Бурный рост электронной коммерции продолжает охватывать новые регионы и рынки, становясь своеобразным локомотивом для всего ритейла.

Свою аналитику по рынку e-commerce представила компания ATKerney в отчете «Online Retail Is Front and Center in the Quest for Growth 2013», появившемся в сети на прошлой неделе, и который я решил перевести и проанализировать его основные тезисы.

1. Электронная коммерция перестает быть второстепенной по отношению к оффлайн-бизнесу (ритейлу). Международные компании рассматривают открытие онлайн-бизнеса как серьезный стратегический шаг, позволяющий им освоить новые рынки.

Действительно, объемы национальных рынков растут, что отражается на объеме внешнеторговых операций. Трансграничная торговля (cross border) развивается очень активными темпами, в особенности на развивающихся рынках. Важным моментом, в каждом конкретном случае, будет принятие или непринятие соответствующих регулятивных действий со стороны государства, ограничивающих или, наоборот, либерализирующих внешнюю торговлю. Данное решение может как придать необходимый «толчок» для развития отрасли, так и отбросить ее.

Отметим, что согласно международному опыту, принятие фактически любых ограничительных мер всегда негативно сказывается на развитии отрасли в среднесрочном и долгосрочном периоде, давая краткосрочный эффект лишь в некоторых случаях. Общая тенденция к либерализации торговли и снятию любых барьеров должна коснуться и отрасли e-commerce.

Гибкость и наличие различных инструментов электронной торговли позволяют осуществлять планомерный выход на внутренние и внешние рынки капитала, минимизируя при этом свои риски. Трансграничная торговля в данном случае является отличным вариантом как ведения бизнеса на различных рынках, так и первоначальным этапом по тестированию рынка и последующему выходу на него.

2. Россия заняла 13 место по сводному индексу привлекательности онлайн рынка для зарубежных ритейлеров (табл.1).

Отметим, что согласно методологии исследования все исследуемые страны были разделены на 3 группы:

  • развитые и по-прежнему растущие рынки;
  • развивающиеся (рынки нового поколения);
  • технологичные.

Сводный индекс вычислен на основе 4 критериев, оказывающих разное влияние (размер рынка, поведенческий фактор, потенциал роста, инфраструктура). По каждому критерию экспертной оценкой выбирался лидер, и его значение принималось за базу (100 баллов), остальные отсчитывались от него. Лидерами рейтинга стали Китай (84 балла), Япония (83,3 ), США (82,8).

Таблица 1.
Глобальный индекс электронной коммерции

FG-Online-Retail-Is-Front-and-Center-in-the-Quest-for-Growth

В общем списке 10 из 30 стран это развивающиеся страны. Стоит отметить, что в топ не попала Индия из-за слабых показателей в области инфраструктуры и низкой доли проникновения интернета. Россия, поднявшись в прошлом году с 26 места на 3, в этом году опустилась на 13. В целом, все страны с развивающимися экономики и высокими прогнозными темпами роста, за исключением Китая, который сохранил лидерство, опустились в рейтинге.

Причиной этому является различная методология исследований, а именно различный набор факторов ранжирования. В этом году на первое место по значимости и доле вышел фактор размера рынка. В целом российский ecommerce набрал средние показатели по всем критериям существенно отставая по объему рынка от Китая, США, Великобритании и Японии, по удовлетворенности потребителей от технологичных стран Японии и Южной Кореи, по потенциалу для роста от Китая, Словакии и Венесуэлы, по инфраструктуре от США, Японии, Гонконга и Сингапура. Стоит отметить и невысокую оценку российского e-commerce со стороны экспертов по показателю потенциал роста.

Диаграмма 1.
Динамика мирового рынка онлайн торговли

FG-Online-Retail-Is-Front-and-Center-in-the-Quest-for-Growth-2

Из приведенных данных видно, что среднегодовой темп роста онлайн торговли в мире находится на уровне 17%. Темпы роста, которые выше рыночных, сохраняются в странах Азии и Латинской Америки.

3. Современный покупатель становится более изощренным в вопросах совершения покупок.

Общей тенденцией является проделывание клиентом большой работы по поиску товара в сети, изучению его характеристик, сравнению цен, перед принятием финального решение о покупке. Важную роль в этом процессе играют мобильные устройства. Ритейлеры также в свою очередь проявляют креативность и заинтересованность в привлечении новых покупателей. Тут все очевидно - будущее за мобильными устройствами и персонализацией.

4. Конкуренция приобретает все более жесткий характер.

Уровень конкуренции всегда хороший показатель развитости отрасли. Пустые ниши, неудовлетворенный спрос, отсутствие качественного предложения являются потенциалом роста для рынка. Если в развитых странах, с точки зрения e-commerce, заказав товар в интернет-магазине, вы сможете получить его в этот или на следующий день повсеместно, то в России это можно сделать лишь в небольшом количестве городов. Поэтому данный тренд относится, по большей части, к развитым рынкам. На только развивающихся конкуренция находится на очень низком уровне.

5. Продажи в сегментах электроники (в т.ч. ПК, планшеты, фото, видео и т.д.) и одежды находятся в лидерах в большинстве стран.

Таблица 2.
Распределение долей рынка электронной коммерции по сегментам в различных странах

FG-Online-Retail-Is-Front-and-Center-in-the-Quest-for-Growth-3

Обе категории хорошо подходят для торговли посредством онлайна. При покупке электроники важно изучить технические характеристики устройства и практически нет необходимости в его «примерке», а у второй, не смотря на отсутствие возможности физического осмотра товара, всё же преобладают другие достоинства, такие, как цена, широта и глубина ассортимента, качество и прочее. Однако, в исследовании отмечаются различные причины такого явления.

Например, в России и Китае на высокие темпы роста сегмента fashion оказывают серьезное влияние неразвитость инфраструктуры и значительное преимущество в ассортименте крупных интернет-магазинов. В Германии и Японии пользователей привлекают дополнительные опции в виде технической возможности изучить товар во всех деталях, а также бесплатная доставка и возможности возврата.

6. Технологии по-прежнему в «центре» онлайн-бизнеса.

Онлайн-торговля, в принципе, строится на использовании различных технологий. Очевидно, что те, в чьих руках будут находятся самые эффективные из них, и будут более успешны. Но это не значит, что стартапу, который делает первые шаги в этом бизнесе необходимо сразу вкладывать значительные инвестиции в CRM и прочее. Необходимо помнить, что выбор технологий для своего бизнеса процесс сугубо индивидуальный.

Более подробно познакомиться с исследованием Вы можете, посетив официальную страницу исследования ATKerney по этой ссылке.

Материал по теме

Фулфилмент: аутсорсинг vs инсорсинг: часть №1

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Tinkoff Pay: доля покупок с помощью альтернативных способов оплаты вырастет вдвое к 2025 году

Доля покупок с помощью альтернативных способов оплаты к 2025 году увеличится вдвое, до 19%. Такую оценку даёт руководитель продукта Tinkoff Pay Никита Буклиш. По его словам, если говорить про онлайн-продажи...

Ozon ужесточил санкции для "непопулярных" товаров

Ozon обновил алгоритм автоматической архивации так называемых "непопулярных" товаров. Изменения направлены на ускорение поиска и повышение его релевантности для покупателей. Период проверки товаров н...

Яндекс Маркет за месяц открыл для своих продавцов 20 новых транзитных направлений

Яндекс Маркет с начала марта запустил 20 новых прямых транзитных направлений для своих продавцов из Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары и Санкт-Петербурга. Теперь о...

Номерные знаки для курьеров: Москва тестирует новую систему контроля

В Москве набирает обороты инициатива по внедрению номерных знаков на велосипедах курьеров интренет-магазинов и сервисов. По словам руководителя проектов новой мобильности Департамента транспорта и развития ...

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

С 1 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования должен вернуться к 200 евро. Действовавший до сегодняшнего дня  лимит в 1000 евро был установлен временно в связи с санкционными ог...

Самые быстрорастущие ниши на маркетплейсах: аналитика

Модульбанк проанализировал, какие ниши быстрее всего растут на российских маркетплейсах. Среди самых активных категорий оказались одежда, обувь и аксессуары. Также активно растет спрос на электронику, что по мн...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.