54-ФЗ: как интернет-магазины переходили на онлайн-кассы

Игорь Бахарев

1 июля в силу вступили поправки к 54-ФЗ. Об этом много говорили в интернете и не только. На днях появилась информация, что более половины интернет-магазинов России нарушают банковские требования и до сих пор не подключились к новой контрольно-кассовой технике. Эксперты говорят, что новые кассы - это дорого и неудобно. Маркетолог retailCRM Александр Пешков поговорил с директорами самых разных интернет-магазинов и разузнал, какое решение они выбрали, с какими трудностями столкнулись и как это повлияло на бизнес-процессы. По итогам он написал три наглядных кейса.

cover_фз-54.png

Кейс N1: Интернет-магазин товаров для дома Vinand

Год запуска: 2015 год

Средний чек: 6000 руб.

Выбранное решение: Orange Data, Payture, ОФД-Я

Генеральный директор: Хуснутдинов Илья

Про изменения в 54-ФЗ узнали в феврале 2017, когда отвезли старую кассу на СТО, чтобы заменить ЭКЛЗ и проставить все наклейки. Во время разговора с сотрудниками выяснилось, что тестируются новые онлайн-кассы, на которые в июле все должны массово перейти.

Илья Хуснутдинов: Я обрадовался тому, что отмирает старая кассовая история, потому что не может в 21 веке касса выглядеть так, как она выглядела до 1 июля. Мы пользовались кассой Меркурий 118К, которая была калькулятором огромного размера. При этом очень странно выглядел журнал кассира операциониста, поездки в налоговую. Но было немного страшно в плане организации.
Подготовку к изменениям отложили — решили, что хватит месяца. По факту за месяц удалось перейти только по оффлайн-платежам. А еще две недели понадобилось, чтобы подключить онлайн-платежи.
Илья Хуснутдинов: Было не просто понять, как все работает, какие нужны кассы и какие решения есть на рынке. Решили, что не будем модернизировать старые кассы, а обратим внимание на новые. Нужно было, чтобы оператор формировал заказы у себя, а курьеры получали их по интернету, вводили номер заказа и пробивали.
При реализации требований, команда Vinand столкнулась с трудностями. Было трудно дозвониться, потому что в компаниях, которые предлагали кассы в аренду, не хватало операторов.

Непросто было найти фискальные регистраторы. Те, у кого они были, предлагали по 15000 рублей за регистратор, со сроком поставки в июле. Если нужно в августе, то 6000-8000 рублей.

На этапе подключения тоже было не все гладко. На регистрацию в личном кабинете налоговой ушло 1,5 дня, потому что не было компьютеров на Windows.

В итоге к 1 июлю устройств еще не было, но на руках были оплаченные договора, благодаря которым удалось избежать штрафов.

Илья Хуснутдинов: Сейчас у нас все платежи фискализируются. Курьеры работают с кассами Модульбанка. Для онлайн-оплат мы используем платежный сервис Payture, который интегрирован с Orange Data и ОФД-Я.
Новые поправки закона удорожили кассовое обслуживание. Раньше уходило 1000 рублей в месяц в разрезе на одно устройство. Сейчас раза в 4 больше.

Пользоваться новыми кассами удобнее. Стало больше возможностей по автоматизации. В планах передача заказов из retailCRM по API напрямую на кассу.

Теперь на почту приходит отчет о закрытии смены. В приложении Модульбанка. оператор может всем управлять, делать корректировки и тд. Сильно снижается нагрузка на курьеров. Им по сути нужно распечатать чек, а раньше были ошибки с неправильно пробитыми возвратами, с неверно пробитыми чеками и тд.

Илья Хуснутдинов: Не нравится, что появились ОФД. У них странная функция, непонятно, почему мы не можем отправлять данные с кассы сразу в налоговую. Это дороже и к тому же нужно отслеживать, корректно ли работает связка касса — офд — налоговая. Также непонятно, насколько будет удобным для бухгалтерии налоговый период.

Кейс N2: Группа интернет-магазинов сантехника Santika

Год запуска: 2014 год

Средний чек: 40000 руб.

Выбранное решение: АТОЛ Онлайн

Генеральный директор: Фазылов Александр

Получив рассылку от Тинькофф, поняли, что нужна онлайн-касса. Вникнув в детали закона, приступили к воплощению. До вступления поправок в силу оставалось два дня.

Выбрали решение от АТОЛ Онлайн. У них была интеграция с retailCRM и другими программами, которыми пользуются в Santika. Также не требовалось оборудование для постоянной распечатки чеков. Да и на изучение других решений не было времени, все делали второпях.

Александр Фазылов: "Этот закон вызвал у нас трудности, так как накладываются ограничения на условия работы с клиентом. Технически мы сейчас не можем брать предоплату. У нас есть клиенты, которые работают с нами под заказ, со временем ожидания 2-4 месяца. В этом случае клиенты физлица хотят работать по частичной предоплате. Мы так и работали. Сейчас это невозможно.

Тоже самое и с возвратами. Нельзя сделать частичный возврат, можно только полный. Это тоже для нас не совсем удобно, потому что человек может отказаться от части своего заказа. В этом случае получается, что мы должны возвращать ему все деньги, а он должен оплачивать снова. Для нас это риск, потому что он может повторно не оплатить".  

Теперь приходится проверять интеграцию с платежными шлюзами, в которых возникают ошибки. Это еженедельная процедура, занимающая 1-2 часа. Возникают дополнительные обязанности.

Помимо этого возросли расходы. На соблюдение требований закона было потрачено 15000 рублей, без учета абонентской платы за аренду. 

Александр Фазылов: Из плюсов могу отметить, что клиенты получают на руки чеки, что придает им больше уверенности. Закон направлен прежде всего на обеление рынка, для исключения работы с серой наличностью, не отражения в отчетностях и тд. В целом это дисциплинирует рынок и защищает покупателей. Возможно недобросовестные игроки уйдут с рынка, которых много в нашем сантехническом смысле. В этом плане данный закон я поддерживаю и считаю, что в целом он благоприятно скажется на культуре нашего рынка. 

Кейс N3: Интернет-магазин оригинальных подарков Priparade

Год запуска: 2013 год

Средний чек: 2000 руб.

Выбранное решение: Robokassa

Генеральный директор: Степан Айвазян

О поправках в 54-ФЗ услышали за 3 месяца до вступления в силу. На тот момент в Priparade еще не успели вникнуть в детали закона и не сразу поняли, что поправки касаются интернет-торговли.

Начали готовиться за месяц. Изучали, что нужно сделать и как. На тот момент ни один сервис готов не был, поэтому можно было всего лишь предполагать, как действовать.

В итоге пришлось все делать в спешке. На 5 дней даже выключили онлайн-оплату на сайте, потому что оказались не готовы.

В Priparade онлайн-оплата на сайте не ключевая. Основная масса покупателей оплачивает на пунктах выдачи или курьеру наличными. Поэтому решение от АТОЛ для нас экономически нецелесообразное с учетом малого количества онлайн-проводок.

В итоге выбрали решение от Robokassa. Не пришлось покупать онлайн-кассу и фискальный накопитель. Оплата и фискализация происходит на стороне Robokassa. Касаемо курьерской доставки, приемом оплаты занимаются курьерские службы. Эти поправки практически никак не повлияли на магазин.

Степан Айвазян: Если бы этот закон позволил бы убрать с рынка недобросовестных продавцов, которые даже не имеют юридического лица и за счет этого демпингуют, конечно это было бы плюсом, но я не уверен, что это произойдет. Если говорить о минусах, то очевидно, что это дополнительные расходы для интернет-магазинов, поэтому у ряда магазинов произойдет повышение стоимости товаров.

Несмотря на все плюсы и минусы 54-ФЗ, его придется соблюдать всем. Помимо дополнительных расходов и обязанностей, владельцы бизнеса получают прозрачность в кассовых процессах. Покупатели же в любой момент могут проверить свои чеки, которые теперь им приходят в электронном виде.

Материал по теме

Гайд по чекам для онлайн-торговли

Материал по теме

Бумажные чеки сделали необязательными

Материал по теме

Мобильный эквайринг стал драйвером eCommerce в 2018 году

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов рассказал подробности реализации проекта строительства "государственного российского маркетплейса". В его основе предл...

Самокат расширил географию доставки горячей еды и напитков

Онлайн-ритейлер запустил новое направление доставки горячих блюд и напитков в регионах. Раздел "Всё горячее" теперь доступен горожанам в Коломне, Орехово-Зуеве, Казани, Рязани, Нижнем Новгороде, Перми и Кра...

СберМаркет запустил доставку из "Кухни на районе"

В онлайн-сервисе доставки из магазинов и ресторанов СберМаркет теперь можно заказать блюда из "Кухни на районе". Оформить доставку можно в любом районе Москвы. Клиенты могут оформить заказ через прило...

Доля российских производителей на маркетплейсе "Детского мира" выросла до 25%

Маркетплейс "Детского мира" подвел итоги за 2023 год и назвал самые быстрорастущие категории. По итогам 2023 года товарооборот онлайн-площадки вырос на 57% по сравнению с результатами прошлого года, количес...

Lamoda стала эксклюзивным продавцом новой формы сборной России по футболу

Lamoda открыла эксклюзивные продажи обновленной формы сборной России по футболу, которая была разработана новым партнером Российского футбольного союза (РФС) - компанией Jögel. Новая экипировка доступна как в р...

Оборот платежей по картам рассрочки "Халва" вырос на 30% по итогам 2023 года

Совкомбанк подвел итоги работы крупнейшей в России коалиционной программы лояльности карты "Халва" в 2023 году. Оборот платежей по картам рассрочки "Халва" в прошлом году вырос на 30% в сравнении с 2...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.