2020 год в разрезе eСommerce-оплат

Игорь Бахарев

Практически весь 2020 год прошел под знаком коронавируса и связанных с ним ограничений в привычном социальном поведении. Но для eCommerce он оказался удачным: пятикратный рост числа уникальных покупателей, регулярно оплачивающих покупки в интернете, двукратный рост продаж большинства физических и цифровых товаров и так далее. Эксперты Assist оценили, как кризисный год повлиял на рынок электронной коммерции. 

Онлайн-покупки стали повседневностью

По сравнению с 2019 годом число уникальных покупателей (сделавших хотя бы одну онлайн-покупку) среди тех, кто оплачивает что-то в интернете не реже двух раз в неделю, выросло более чем в пять раз (на 457%). Один раз в неделю стали закупаться в интернете в три с лишним раза (на 234%) больше людей, чем год назад. Если бы не влияние пандемии, частота онлайн-покупок, конечно, в любом случае бы выросла, но скорее всего, не показала бы столь впечатляющих результатов. 

Значительно меньше прибавилось тех, кто оплачивает товары и услуги онлайн один или два раза в месяц (на 75% и 9% соответственно). А таких покупателей, которые лишь изредка (один-два раза в год) решаются что-либо приобрести в интернете, стало меньше на 16%. Такая картина свидетельствует о том, что посредством онлайн-шоппинга стал массово удовлетворяться спрос на повседневные товары, а также о том, что и другие привычные статьи расходов перекочевали из офлайна в онлайн: вместо походов в продуктовые магазины - заказ продуктов на дом, вместо кафе и ресторанов - доставка блюд, вместо шоппинга по торговым центрам - покупки в приложениях магазинов.

1.png

Поездки и мероприятия упали более чем в два раза

Из-за пандемии резко сократились онлайн-продажи товаров и услуг, связанных с личным присутствием человека, его активной социальной жизнью и свободным перемещением по городам и странам.

Почти в 2,5 раза упали онлайн-продажи билетов на мероприятия (-58%), авиа- и ж/д перевозки, туристические поездки и бронирование гостиниц (-59%). Средняя величина одного онлайн-платежа в этих категориях снизилась на 17% (перевозки) и 12% (мероприятия). Многие компании перешли на удаленный режим работы, а некоторым пришлось сократить сотрудников - это повлияло на уменьшение спроса на автотовары (-27%), так как и поездок стало существенно меньше. Средний чек на товары для автомобилей по сравнению с 2019 годом упал на 10%.

2.png

 Физические и цифровые товары выросли в полтора-два раза

В 2020 году заметно выросли онлайн-продажи физических товаров, которые можно доставить на дом, а также цифровых товаров (программного обеспечения, игр, подписок на различные сервисы, электронные сертификаты, мультимедиа и пр.). Практически везде в этих категориях увеличились не только объемы продаж, но и средняя сумма одного онлайн-платежа, что свидетельствует как о росте цен на такие товары и услуги, так и о выросшей потребности в их приобретении (это, например, доставка продуктов питания и готовых блюд, бытовая техника и электроника, медицинские, спортивные и beauty-товары, программное обеспечение). 

Впрочем, в некоторых категориях товаров и услуг объем продаж увеличился, а средний чек либо вырос незначительно, либо уменьшился по сравнению с прошлым годом, а это может говорить о том, что несмотря на рост цен и потребности в этих товарах, покупателям приходится снижать свои запросы и экономить (например, чек незначительно увеличился при покупке одежды и обуви, детских товаров, товаров для животных, а в таких категориях, как товары для дома, мебель и DIY - снизился).

Так, объем онлайн-заказов продуктов питания вырос на 110% в рублях, а средний чек одного такого заказа - на 13%. В категории доставки еды рост составил 46% (объем) и 18% (средний чек), детские товары выросли на 27% и 4%, товары для животных на 62% и 1% соответственно.

3.png

Как обычно бывает при падении рубля, в минувшем году резко выросли объемы продаж и средний чек при онлайн-покупках бытовой техники и электроники - на 158% и 30% соответственно. В категории "Одежда и обувь" продажи увеличились на 65% в рублях, а средний чек одного онлайн-заказа подрос всего на 1%. Товаров для дома и мебели купили больше на 77%, а потратили на один заказ в среднем на 2% меньше, чем год назад.

4.png

Пандемия подстегнула спрос на товары для здоровья - продажи в этой категории подскочили на 124% в рублях, а средняя сумма одного онлайн-заказа выросла на 39%. 

Объем продаж спортивных товаров увеличился всего на 3%, зато средний чек взлетел на 60% - вероятно, это можно объяснить тем, что в период пандемии от покупки спорттоваров отказались те, для кого они не являются предметами первой необходимости, а занимающиеся спортом на постоянной или профессиональной основе продолжили их приобретать. DIY-товары выросли за год в объеме на 37% в рублях, но потеряли 8% от среднего чека - очевидно, этой статьи расходов коснулась экономия.

5.png

Всевозможные цифровые товары, продукты и услуги в минувшем году также испытали подъем онлайн-продаж и рост среднего чека, и это, несомненно, в значительной мере было вызвано необходимостью наладить удаленную работу и разнообразить досуг во время вынужденной самоизоляции. 

В частности, рост продаж в категории "Программное обеспечение" составил 124% в рублях, средняя величина одного онлайн-платежа увеличилась на 74%; компьютерные игры показали прирост 12% (объем продаж) и 9% (средний чек); оплата услуг связи, интернета и ТВ - 44% и 4%, прочие цифровые товары - 43% и 17% соответственно.

6.png

Все больше мобильных покупок с оплатой через pay-сервисы

Количество онлайн-платежей, совершаемых с мобильных устройств, в 2020 году превысило число транзакций с компьютеров и ноутбуков и составило 52% (против 47% в 2019 году).

7.png

На 9 п.п. выросла доля онлайн-платежей с помощью pay-сервисов (Apple pay, Google pay, Samsung pay), составив 18% (9% в 2019 году). Очевидно, что эту долю pay-сервисы "отъели" у обычных онлайн-платежей с банковских карт - карты потеряли за год те же 9 п.п., их доля в 2020 году составила 80% (против 89% в 2019 году). Объем платежей с помощью электронных кошельков за год не претерпел изменений, они занимают 2% от общей совокупности в рублях.

8.png

Распределение онлайн-платежей по платежным системам в минувшем году незначительно изменилось по сравнению с 2019 годом - на 1 п.п. выросла доля платежей по картам "Мир", составив 8%, Visa потеряла 1 п.п. (49%), доля Mastercard осталась прежней (43%).

9.png 

Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний - клиентов Assist.

Материал по теме

Постоплата обгоняет предоплату: исследование PIM Solutions

Материал по теме

Оплата товаров и услуг в онлайне: аналитика ВЦИОМ

Материал по теме

Как принимать оплату и бить чеки через смартфон? Выбираем подходящее решение

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.