Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году

Игорь Бахарев

В первом квартале 2016 года рынок eCommerce в России показал необычайно хороший рост, рассказал основатель и партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин, выступая на форуме Online Retail Russia & EAEU. Эксперт считает, что к концу года общий рост в российском онлайн-ритейле будет на 20% выше, чем в 2015 году.

Ленивый рост 2015

Оъем внутрироссийских онлайн-продаж в 2015 году составил 160 млн. заказов. Рынок показал не очень большой, но рост в 8%. За отчетный период средний чек при покупках онлайн также стал больше на 8%, приблизившись к 4050 рублям. Итого общие продажи в российских онлайн-магазинах оцениваются Data Insight в 650 млрд. рублей. Соответственно, рост составил 16% или 90 млрд. рублей.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 1

Стоит отметить, что эти оценки не включают кроссбордерные покупки, а также доставку готовой еды, билеты на транспорт и мероприятия, цифровые товары, C2C, MLM и групповые закупки, покупки для корпоративного потребления и оптовые покупки.

Рост цен в интернет-магазинах намного отстает от роста курса доллара, считают в Data Insight. Эксперты отмечают, что снизилась доля дорогих покупок (дорогие товары и/или премиальные бренды и модели). Кроме того, намечается тенденция сдвига спроса от дорогих категорий (БТиЭ) к менее дорогим (одежда, FMCG).

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 2

Приведенные оценки основаны на прямых публичных и непубличных данных крупных интернет-магазинов, мониторинге DI по количеству заказов (>1000 ИМ), мониторинге DI по посещаемости сайтов (>70 тысяч ИМ).

Новый рывок 2016

В 2016 году происходят неожиданные изменения динамики рынка, отмечают в Data Insight. В первые три месяца 2016 года эксперты наблюдают хороший рост. «Сравнивать январь и февраль год к году с 2015 годом – это не очень интересно, так как очевидно, что год назад была очень низкая база, но рост с начала 2016 года явно больший, чем в октябре-декабре 2015 года. Вообще, ситуация, когда февраль показывает настолько лучше результаты, чем октябрь и ноябрь – это редкость», - рассказывает Вирин.

Почему это произошло? По мнению Data Insight, либо пользователи и потребители поняли, что «ок, жизнь такая, какая она есть, и мы согласны покупать товар по той цене, по которой его продают», либо есть какие-то скрытые макроэкономические факторы.

В Data Insight считают, что рост в 2016 году будет существенно выше, чем рост в 2015. При этом в первом квартале 2016 года структура роста и покупательской активности изменилась. «Весь прошлый год темпы роста eCommerce определялись темпами роста быстрорастущих магазинов. Есть несколько магазинов, которые растут больше рынка, именно они подтягивали за собой рынок. А в начале 2016 года весь eCommerce так растёт. Это нормальное поведение среднего магазина. И это важный момент. Структура роста поменялась: если в прошлом году мы видели рост больших магазинов, и это стандартная кризисная история, так как покупатели боятся, что их завтра кинут, поэтому в момент кризиса идут к большим, надёжным продавцам, к меньшему риску. Сейчас ситуация поменялась», – говорит Вирин.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 3

Соответственно, по оценке Data Insight, рост рынка в 2016 году будет +20% к 2015. И из них +12% – за счет увеличения количества покупок, а не среднего чека. Это важные и хорошие новости.

В целом, смещение спроса в сторону более дешевых товаров и товарных категорий – это не разовое явление 2015 года, а продолжающийся процесс, отмечают эксперты. Доллар сейчас на 13% дороже среднего уровня 2015 года, а инфляция (даже по официальным данным) составляет около 7%. Таким образом, рост цен, особенно на импортные товары, может обеспечить увеличение среднего чека на 5-10%. Поэтому покупатели перетекают в более низкий ценовой сегмент и чаще смотрят в Сети дешевые предложения. В свою очередь, количество онлайн-покупок в 2015 году составило 160 млн, а в 2016 приблизится к 180 млн, считает Вирин. Объем онлайн-продаж, соответственно, с 650 млрд вырастет до 780 к концу года (все оценки даются без учета кроссбордерных покупок).

Точки роста

Рынок растет в основном за счет того, что покупатели начинают покупать в большем количестве товарных категорий, считают эксперты. «Для крупных магазинов только расширение ассортимента в непривычные категории является сейчас драйвером роста. Основной способ роста сейчас – каннибализация соседних магазинов любыми способами, захват соседних товарных категорий», – советует Вирин. "Это может быть собственный склад или свои продажи, как это делает OZON, партнёрские продажи, как это делает «Юлмарт», но расширение – ключ к успеху. И это касается не только товаров, но и услуг, которые продаются через крупные интернет-магазины", – добавляет эксперт.

Важно, что для средних ИМ эта стратегия работает гораздо хуже, считает Вирин. Сейчас, по его мнению, средние магазины не предлагают покупателю "никакой добавленной ценности", что обрекает их на вымирание.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 4

Ещё одной точкой роста в 2016 году становятся сами интернет-пользователи. Они приобретают опыт покупок в Сети. Если в 2010 году медианный онлайн-стаж у них был менее 3 лет, в 2013 г. – около 4 лет, сейчас – более 6 лет. Соответственно, такие покупатели уже не боятся онлайн-шопинга и оплаты в интернете, у них нет психологических барьеров.

Кроме того, доступ в интернет стал круглосуточным и повсеместным, а доставка – быстрее, надежнее и дешевле. Это облегчает покупку. Наконец, офлайновые магазины закрываются или существенно сокращают ассортимент. Это приводит пользователя в Сеть.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 5

Покупатели становятся более рациональными, меняют своё поведение. Они вдумчивее относятся к новым покупкам. Впрочем, говорит Вирин, существенного различия в изменении интернет-покупателей всё-таки нет.

Фёдор Вирин: каннибализм как драйвер роста в 2016 году - 6

Новые веяния

Главной «фишкой», которая появилась в 2016 году, в Data Insight считают моду на смартфоны. Сразу 42% опрошенных совершали за последний год покупки с мобильных устройств, в т.ч. 34% – со смартфона. При этом 6% респондентов покупали только с мобильных устройств (для сравнения: год назад таких было 3%), а 3% покупали только со смартфонов (год назад был 1%).

По прогнозам Вирина, доля мобильных продаж в отдельных сегментах (товарных и аудиторных) в 2016 году превысит продажи через десктопы. «Мало того, в этом году появится несколько товарных категорий, в которых доля покупок через мобильные будет выше, чем продажи через десктопы. И это огромный тренд, с которым современным продавцам надо что-то делать», – резюмирует Вирин.

Также эксперт напомнил о тренде, на который обратил внимание вчера, на Второй ежегодной прикладной конференции «DIY. Do it online»: «Большие офлайновые сети наконец-то поняли, что eCommerce им сильно интересен. И начал инвестировать сотни миллионов долларов. Если раньше инвестиционный навес был венчурный, то сейчас он пришёл из офлайна».

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Материал по теме

Рынок операторов фискальных данных: итоги 2024 года и рейтинг лидеров

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Технобудущее российского бизнеса 2025: большой форум о технологиях, подходах и стратегиях, которые станут реальностью завтра

17 апреля в Москве на площадке Цифрового делового пространства состоится ежегодный форум "Технобудущее российского бизнеса". ИТ-лидеры заглянут за горизонт событий и обсудят стратегии и приоритетные техноло...

79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой

Покупатели на маркетплейсах чаще ориентируются на отзывы, чем на цену. Согласно исследованию центра "RWB Исследования" (Wildberries & Russ), 79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой, тогда как стоим...

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Каждый четвертый россиянин (25%) отправляется за покупками, чтобы поднять настроение. По данным исследования сети магазинов Familia, 62% опрошенных признались, что шопинг приносит им положительные эмоции, а 45%...

Программы лояльности — главный козырь ритейл-приложений

ИТ-компания AWG изучила поведение пользователей мобильных приложений торговых сетей. Оказалось, что большинство респондентов (22%) используют приложения только при необходимости покупок. Еще 21% пользовател...

Британский Lidl привлечет клиентов в магазины с помощью услуги онлайн-резервирования

Британское подразделение Lidl, входящее в розничную группу Schwarz, начинает тестирование нового сервиса Click, Reserve & Collect, который позволит клиентам заранее резервировать товары через приложение Lid...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.