Опрос проводился компанией Data Insight по заказу портала товаров и услуг Tiu.ru в декабре 2013 г. Всего было опрошено 5488 малых и средних компаний в 10 городах России[1] – за исключением Москвы, Петербурга, Новосибирска и Воронежа. Опрос состоял из двух частей и был реализован через электронную форму в личном кабинете на Tiu.ru и интервьюирование по телефону.
Исходная выборка формировалась на основе открытых данных 2gis.ru и аналогичных сервисов. В исходную выборку не включались компании, численность сотрудников в которых превышает 1000 человек. Дизайн опроса не предполагал никаких фильтров и квот, основанных на активности компаний в интернете
Самые актуальные задачи для SMB-компанийКакие из перечисленных задач являются актуальными, важными для вашей компании?
Удержание клиентов и получение новых заказов
63%
Поиск новых поставщиков и подрядчиков
51%
Сокращение/оптимизация расходов
48%
Расширение производства, сети магазинов, сети офисов
35%
Соотношение постоянных и разовых клиентов
У большинства опрошенных компаний основные продажи (а иногда и все продажи) приходятся на постоянных клиентов, и лишь у 20% все продажи или их большая часть обеспечивается новыми (разовыми) покупателями
Основная часть заказов или выручки приходится на постоянных клиентов или преобладают разовые заказчики?
Компания работает только с постоянными заказчиками
15%
Постоянные заказчики, но есть и разовые клиенты
57%
Разовые клиенты, но есть и постоянные заказчики
16%
Разовые заказчики
4%
Затруднились ответить
8%
Использование рекламы: оффлайн и онлайн
Для опрошенных компаний интернет-реклама является не только самым популярным, но и наиболее значимым рекламным каналом. В ответах на вопрос «Какие из этих инструментов обеспечивают наибольшее количество новых клиентов, покупателей?» 80% респондентов назвали рекламу в интернете, при этом, 55% назвали ее на первом месте. Ближайший «конкурент» - реклама в газетах и журналах называлась первой почти в 5 раз реже.
Подавляющее большинство опрошенных компаний – 83% от числа опрошенных – используют для продвижения своих товаров и услуг рекламу в интернете. Это заметно больше показателей любого из прочих каналов рекламы. Для 16% интернет является единственным используемым рекламным каналом. При этом, каким либо одним рекламным каналом в оффлайне ограничивается только 8% опрошенных компаний, в т.ч. 4% рекламируются только в газетах и журналах.
Наиболее популярный рекламный канал после интернета – это газеты и журналы, которые использует менее половины опрошенных (44%). «Холодные» звонки, наружную рекламу, участие в выставках и распространение листовок используют 20-30% компаний, а остальные каналы - менее чем 10% компаний.
Какие инструменты использует ваша компания для рекламы, продвижения, привлечения новых клиентов?
реклама в интернете
83%
реклама в газетах и в журналах
44%
обзвон потенциальных клиентов
30%
рекламные щиты и другая наружная реклама
29%
участие в специализированных выставках
23%
распространение листовок, визиток, флаеров
22%
реклама по ТВ
9%
рассылка бумажных писем потенциальным клиентам
9%
реклама на радио
8%
размещение рекламы в офисных и торговых центрах
7%
SMS-рассылки
6%
другое
7%
Бюджет на интернет-рекламу
В вопросе о размере бюджета на интернет-рекламу 14% опрошенных выбрали ответ «нет выделенного бюджета на рекламу в интернете». Еще 27% опрошенных не смогли или не захотели ответить на вопрос о размере бюджета на интернет-рекламу. Среди тех, кто все-таки указал размер бюджета, подавляющее большинство (50% из 59%) выбрали диапазоны 1-10 тысяч рублей или 10-100 тысяч рублей, и никто из респондентов не указал суммы более 1 миллиона рублей.
Каков примерный объем бюджета вашей компании на рекламу в интернете?
Нет выделенного бюджета на рекламу в интернете
14%
От 10 до 100 тысяч рублей в год
29%
От 1 до 10 тысяч рублей в год
21%
Затрудняется ответить
21%
От 100 тысяч до 1 миллиона рублей в год
8%
Не хочет отвечать, коммерческая тайна
6%
Менее 1000 рублей в год
2%
Более 1 миллиона рублей в год
0%
Примерно какая часть общего маркетингового бюджета вашей компании приходится на рекламу в интернете?
Затрудняется ответить
27%
около 10% или менее
17%
менее половины
14%
около половины
13%
более половины
11%
почти 100 процентов
9%
100 процентов
7%
Согласно ответам респондентов, наиболее популярным способом продвижения в интернете является размещение предложений компании на сайтах объявлений – 41% опрошенных компаний (рекламирующихся в интернете) используют этот канал. Даже контекстная реклама и поисковая оптимизация уступают ему в популярности – доля использующих эти каналы компаний составляет 35% и 37%, соответственно.
В среднем на одну компанию приходится по 2,7 используемых инструмента интернет-рекламы, при этом многие (35%) ограничиваются только одним инструментом – чаще всего это SEO, сайты объявлений или «контекстная реклама».
Наиболее эффективным каналом интернет-продвижения опрошенные компании считают поисковую оптимизацию – SEO и контекстную рекламу. Эффективным также признается и размещение информации в каталогах товаров и поставщиков.
Какие именно способы продвижения в интернете использует ваша компания?
Размещение на сайтах объявлений (н-р, Авито)
41%
SEO
37%
Контекстная реклама
35%
Размещение на торговых онлайн-площадках (н-р Tiu.ru), агрегаторах прайс-листов
26%
Реклама на профильных отраслевых сайтах
25%
Рассылка по электронной почте
24%
Реклама на городских, региональных сайтах
23%
Соц.сети
13%
Реклама в баннерных и тизерных сетях
9%
Общение на тематических форумах
9%
Ничего из перечисленного
7%
Другое
2%
Реклама в соц.сетях
1%
Цели использования интернет-рекламы
Согласно ответов респондентов, малые и средние компании от интернет-рекламы, в первую очередь, ожидают роста количества клиентов (покупателей), во вторую очередь продвижения бренда (роста осведомленности потенциальных клиентов о компании). Другие возможные цели: рост посещаемости сайта, повышение лояльности существующих клиентов, улучшение имиджа компании в качестве вариантов ответа выбирались заметно реже.
Каких результатов в первую очередь ожидает ваша компания от интернет-рекламы?
Рост количества клиентов, покупателей
79%
Рост осведомленности потенциальных клиентов о компании
45%
Рост посещаемости сайта компании
32%
Большей лояльности клиентов и большей частоты заказов
28%
Улучшения отношения к компании, ее имиджа
26%
Затруднились ответить
2%
Критерии оценки эффективности интернет-рекламы
Во многом неожиданным результатом опроса можно считать то, что только 12% опрошенных (из числа компаний, использующих интернет-рекламу) ответили, что в их компаниях эффективность рекламы никак не отслеживается.
Какие показатели используются в вашей компании для оценки эффективности рекламы в интернете?
Заказы и звонки, полученные через сайт и интернет-рекламу
63%
Объем продаж через сайт и интернет-рекламу
34%
Посещаемость сайта компании
30%
Позиции сайта компании в результатах поиска в Яндексе и Гугле
14%
Эффективность рекламы никак не отслеживается
12%
Другое (что именно?)
3%
Наличие сайта у компании и причины отсутствия
У 85% компаний, охваченных исследованием, есть собственный сайт или даже несколько сайтов. При этом в большинстве случаев товары и услуги, предлагаемые компанией, представлены на сайте в виде простого каталога (или даже просто прайс-листа) без возможности онлайн-заказа товара - и только у 21% компаний есть сайт с функциями интернет-магазина.
Сегмент компаний, у которых нет своего сайта, и которые при этом не рекламируются в интернете, совсем невелик - только 7% опрошенных дали отрицательные ответы на оба вопроса. В то же время у 10% компаний есть сайт, но они не используют интернет-рекламу, а 9% опрошенных наоборот рекламируются в сети, несмотря на отсутствие собственного сайта.
Почему у компании нет своего сайта?
Нашей компании сайт не нужен, он ничего не даст
22%
Создание сайта - это слишком дорого
18%
Не хватает времени, есть более приоритетные задачи
14%
Нет сотрудников, которые могли бы сделать сайт
12%
Пытались создать сайт, но не получилось
12%
Создание сайта - это слишком сложно
2%
Другое, затрудняюсь ответить
38%
Планируем запустить сайт в ближайшее время
14%
Почти в половине компаний (из числа имеющих собственный сайт) есть выделенный сотрудник или даже несколько сотрудников, отвечающих за поддержку и обновление сайта. Только 2% ответили, что поддержкой сайта никто не занимается, и еще 7% затруднились ответить. Остальные ответы (42%) примерно поровну распределились между двумя другими вариантами - поддержка сайта как дополнение к иным (основным) обязанностям сотрудника / группы сотрудников и поддержка сайта внешними ресурсами - силами фрилансера или силами нанятого агентства.
Кто занимается поддержкой и обновлением сайта?
Есть специальный сотрудник по поддержке и обновлению сайта
44%
Внешний подрядчик
23%
Дополнение к основным обязанностям сотрудника
19%
Затруднились ответить
7%
Несколько сотрудников
5%
Никто не занимается
2%
Неиспользующее интернет-рекламу меньшинство: мотивации и намерения
В вопросе об используемых рекламных каналах 83% опрошенных отметили интернет-рекламу. Остальные 17%, а также те 6% респондентов, кто в вопросе о применяемых вариантах интернет-рекламы выбрали вариант "ничего из перечисленного".
Почему именно ваша компания никак не рекламируется через интернет?
Бизнес компании хорошо развивается и без рекламы
24%
Реклама в интернете неэффективна
11%
В компании нет людей, которые могли бы этим заниматься
11%
Реклама в интернет слишком дорога
8%
Клиенты компании не используют интернет для поиска товаров и поставщиков
8%
Реклама в интернете не даст много новых покупателей
7%
Нет достаточных знаний и информации о возможностях рекламы в интернете
3%
В компании никогда не задумывались о возможности рекламы в интернете
15%
Другое
24%
Потенциал роста количества рекламодателей в интернете
Согласно ответам самих респондентов, 12% из компаний, которые пока не рекламируются в интернете, точно начнут это делать в течение 2014 года, и еще 27% начнут рекламироваться в онлайне с большой долей вероятности.
Ответы респондентов о том, что они начнут пользоваться интернет-рекламой согласуются с приведенными выше данными о том, что 20% компаний, сейчас рекламирующихся в онлайне, начали это делать в последние 2 года. Сохранение темпов роста количества компаний, рекламирующихся в интернете, на уровне около 10% в год как раз и требует, чтобы в ближайший год продвигаться в онлайне начали бы около 30% от компаний, которые пока этого не делают
Как вы полагаете, в ближайшие 12 месяцев ваша компания может начать рекламироваться в интернете?
Скорее да, чем нет
27%
Скорее нет, чем да
27%
Точно нет
25%
Да, безусловно
12%
Затруднились ответить
9%
Какие именно способы продвижения в интернете может начать использовать ваша компания в первую очередь?
SEO
21%
Контекстная реклама
16%
Размещение на сайтах объявлений (н-р, Авито)
16%
Реклама на профильных отраслевых сайтах
14%
Реклама на городских, региональных сайтах
14%
Размещение на торговых онлайн-площадках (н-р, Tiu.ru), в агрегаторах прайс-листов
11%
Рассылки по электронной почте
11%
Ведение групп в соц. сетях
7%
Реклама в соц.сетях
5%
Реклама в баннерных и тизерных сетях
4%
Общение на тематических форумах
4%
Другое
13%
Ничего из перечисленного
21%
[1] А именно в таких городах: Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Челябинск, Краснодар, Самара, Волгоград, Уфа
Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru
через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе,
а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных
(далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ»)
(ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу
115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4,
на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.