Чем грозит интернет-магазину продажа контрафактного товара?
Игорь Бахарев
Юрист Ирина Шалова из юридической компании
Сейчас, в преддверии Нового года объем продаж резко увеличился, и интернет-магазины стараются найти «выгодного» поставщика с привлекательной ценой. Но при выборе поставщика следует быть бдительными.
Так как согласно данным, предоставленным на семинаре Федеральной таможенной службы, в 2015 году импорт контрафакта в Россию увеличился на 50%.
Если коснуться аналитики за 2015 год, то результаты таковы:
- 14,2 млн единиц контрафактной продукции выявила Федеральная таможенная служба. Настоящий показатель в два раза превышает данные за 2013 и 2014 годы.
- Федеральная таможенная служба предотвратила потенциальный ущерб правообладателям на сумму, равную примерно $52 млн, а также передала в суд 721 административное дело, из которых 699 – за незаконное использование чужого товарного знака, а 22 – за нарушение авторских и смежных прав.
Приведенные выше данные должны заставить владельцев интернет-магазинов задуматься, не является ли товар, который располагается на сайте в настоящий момент, контрафактным.
Как защитить интернет-магазины от «неудачного» приобретения?
Для большей наглядности приведем несколько примеров судебных споров из практики, ведь лучше учиться исключительно на чужих ошибках.
При выборе поставщика 90% интернет-магазинов руководствуются низкой ценой, что является ошибкой.
ЗАПОМНИТЕ! Интернет-магазин всегда несет ответственность за продажу потребителям контрафактного товара.
Здесь необходимо пояснить, что понимается по контрафактной продукцией.
В текущей редакции ГК РФ (п. 4 ст. 1252) дается исчерпывающее определение контрафакта:
В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены Гражданским кодексом.
Нормы п. 1 ст. 1515 ГК РФ уточняют положения п. 4 ст. 1252 ГК РФ в отношении товарных знаков:
«Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
Следует разделять понятия контрафактный и фальсифицированный товар.
- Контрафактный товар – товар, находящийся в обороте с нарушением гражданского законодательства.
- Фальсифицированный товар – товар, сопровождаемый ложной информацией о его составе и (или) производителе.
Можно сделать следующий вывод: контрафактными являются те товары, изготовление, любое использование (включая продажу), импорт, перевозка или хранение которых приводит к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выраженное в данных товарах.
Таким образом, главным и ключевым отличием контрафактной продукции от не контрафактной является нарушение интеллектуальных прав.
Понятие «контрафакт» разнообразно, что позволяет разделить его на следующие типы:
- Использование фирменного наименования или товарного знака, очень схожего с широко известным товарным знаком. Обычно производители незначительно видоизменяют товарный знак и распространяют его как оригинальный, что вводит потребителя в заблуждение, и если не проводить детальное ознакомление с продукцией, можно спутать его с оригиналом.
- Использование чужого товарного знака без внесения в него изменений одновременно с копированием внешних черт товара.
- «Пиратство» – продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя. В эту группу можно отнести и безвозмездный контрафакт – распространение таких произведений в сети Интернет.
Любопытные факты из иностранной судебной практики
Судебные иски касаются и таких крупных интернет-магазинов, как eBay. Верховный суд США отклонил иск известного производителя украшений Tiffany and Co, обвинявшего крупный интернет-портал в продаже контрафакта серебряных украшений под брендом Tiffany and Co, поскольку эта претензия не подпадает под законодательство о товарных знаках.
Ответчик же в свою очередь заявлял, что делает все возможное, чтобы помешать размещению поддельной продукции на своем сайте и таким образом защитить свою репутацию. Расходы eBay на специальные программы, способные обнаружить подделки, составляют около 20 млн долларов в год.
Это не единственное обвинение eBay в продаже контрафакта. Так, в 2009 году eBay выиграл аналогичный процесс у L’Oreal. Правда, годом ранее интернет-магазину не повезло: он проиграл тяжбу, инициированную производителем товаров класса люкс LVMH, и его обязали выплатить компенсацию в размере €38 тыс.
Как разрешаются аналогичные споры в России
Арбитражный суд города Москвы в сентябре 2015 года запретил ООО «Профит», ООО «Электротехпром», ООО «Арго», ООО «Маджеста Плюс» использовать объекты интеллектуальной собственности Apple. Все четыре ответчика в разное время были операторами одного и того же интернет-магазина, через который под видом оригинальной продукции продавался контрафакт, в том числе устройства iPad и iPhone.
Компания Apple пыталась урегулировать спор в 2013 году в досудебном порядке, но ответчики проигнорировали такое предложение.
Истец представил в суд заключение эксперта Apple, согласно которому качество и исполнение смартфона, приобретенного в интернет-магазине, не соответствует оригинальному смартфону Apple.
Арбитражный суд удовлетворил требования истца и решил взыскать с каждого из ответчиков следующие суммы:
- «Маджента Плюс» – 1 миллион рублей вместо 5 миллионов рублей, которые требовал истец в исковом заявлении;
- «Профит» – 500 тысяч рублей вместо 4,5 миллиона рублей;
- «Электротехпром» и «Арго» – по 100 тысяч рублей, а не по 3 миллиона рублей.
Итак, интернет-магазину лучше обязательно:
- Проверять всех поставщиков, у которых производится закупка товара.
- Запрашивать у поставщика все сертификаты подлинности на продукцию.
- Если хотя бы один раз был выявлен факт поставки контрафактного товара – прекратить с таким поставщиком все договорные отношения.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте